В качестве основных показателей эффективности применения той или
иной технологии обычно выступают точность измерения текущих навигаци-
онных параметров (ТНП), надежность решения задач навигационных опре-
делений КА и затраты на их проведение (экономичность).
При этом главенствующую роль при всей важности других показателей
продолжает играть точность навигационных определений.
Отметим, что указанный показатель является комплексным и он, отнюдь,
не сводится только к точности собственно измерений, осуществляемых сред-
ствами НАКУ, как это часто трактуется отдельными авторами. Хотя, без-
условно, определяющий вклад в точность навигационных определений КА
действительно вносят погрешности измерений (или так называемые, аппара-
турные погрешности).
Так или иначе будем считать, что погрешности определения любого те-
кущего навигационного параметра КА можно трактовать как аддитивную
совокупность следующих групп ошибок:
— ошибок констант геодезической привязки измерительных средств и
модели движения центра масс КА;
— атмосферных ошибок;
— временн ´ых привязок;
— методических погрешностей, привносимых как неадекватностью соб-
ственно математических моделей состояния, используемых на стадиях пер-
вичной и вторичной обработок измерительного сигнала, так и вычисли-
тельными погрешностями используемых методов и программно-аппаратных
средств решения задач навигационных определений;
— аппаратурных ошибок;
— сигнальных погрешностей воздействия шумов в измерительных трак-
тах и каналах, включая погрешности, обусловленные электромагнитной не-
совместимостью.
На настоящем уровне информационного обеспечения полетов всех типов
КА обычно используются следующие значения относительных случайных
ошибок знания констант: центральной силы тяготения Земли — 0,000004%,
полярного сжатия Земли — 0,0002%, силы гравитационного притяжения
Солнца — 0,005%, силы светового давления — 3%, силы гравитационного
притяжения Луны — 0,03%.
Учет погрешностей геодезической привязки антенн при использовании
орбитальных измерительных средств (спутников систем космической на-
вигации, спутников-ретрансляторов) осуществляется пересчетом указанных
ошибок путем приведения их к погрешностям параметров движения этих
средств на момент выполнения измерений. Предельные погрешности при-
вязки антенн к центру общего земного эллипсоида по широте, долготе и
высоте принято считать не превышающими одного метра.
Влияние на точность определения ТНП КА таких возмущений, как отра-
женное световое давление, приливные деформации геоида, океанские при-
ливы, поправки общей теории относительности, ввиду их малости обычно
не учитывается.
Атмосферные ошибки определяются прежде всего погрешностями зна-
ния плотности атмосферы, которая зависит от времени суток, времени года
и состояния солнечной и геомагнитной активностей.
В среднем на высотах порядка 400 км ошибки модели плотности атмо-
сферы принято оценивать на уровне 5. . . 7%.
В случае необходимости более точного задания модели ошибок плот-
ности атмосферы на других высотах используют следующую упрощенную
аппроксимирующую зависимость для ее определения:
ρ
=
ρ
H
K
1
K
2
K
3
(
F
)
K
4
(
a
ρ
)
(1)
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 1 19