и автоматического торможения при выключенном двигателе они на-
шли широкое применение в приводах различных машин и приборов,
например, в приводах строительных и дорожных машин, подъемно-
транспортных устройств, следящих систем.
Применение таких передач позволило получить простые и ком-
пактные конструкции винтовых домкратов и прессов [1, 4, 6, 8], элек-
тромеханических зажимных устройств [2], различных средств автома-
тики, например, управляющих устройств магистральных трубопрово-
дов [3, 4, 5]. Самотормозящиеся механизмы успешно работают и при
резко переменных нагрузках в приводах тяжелых фрезерных станков,
кантователей, сварочных и технологических манипуляторов [1, 5—10],
астрономических приборов и установок [5, 7, 10].
Один из недостатков самотормозящихся передач, сдерживающий
их широкое использование, — это склонность к автоколебаниям в
режиме оттормаживания. Чтобы избежать появления автоколебаний,
приведенные жесткости ведущей и ведомой частей привода должны
удовлетворять известным соотношениям [2]
C
0
i,i
+1
−
C
00
i,i
+1
max
μ
i
+1
,i
i
0
, где
С
0
и
С
00
крутильные жесткости звеньев привода соответственно до и
после самотормозящейся передачи.
Радикальный способ преодоления указанного недостатка заключа-
ется в создании такой конструкции, которой автоколебания вообще не
свойственны. Самоторможение тогда будет стабильным даже в усло-
виях вибрации, что повысит надежность работы самотормозящегося
привода в целом.
Поставленным требованиям отвечает зубчатая передача, в которой
венец, по крайней мере одного из колес, выполнен гибким, а сами
колеса смонтированы с предварительным натягом [11]. Тогда углы
наклона зубьев можно уменьшить по сравнению со значениями, обес-
печивающими самоторможение обратного хода при наличии зазора
в зацеплении. В целях уменьшения перекоса гибкого венца при его
деформации он выполнен в виде двух связанных по торцам тонко-
стенных профилей, расположенных один внутри другого.
На рис. 1 показан общий вид самотормозящейся зубчатой передачи
при параллельном расположении осей колес, состоящей из ведущей
шестерни
1
, которая передает вращение ведомому колесу
2
, причем
венец ведомого колеса
2
выполнен гибким.
Исключение заклинивания и предупреждение автоколебаний при
работе передачи в режиме оттормаживания при любых значениях при-
веденных моментов инерции и приведенной жесткости привода объ-
ясняются тем, что в предложенной конструкции изменяется харак-
тер зависимости между моментом нагрузки и движущим моментом.
Если в известных передачах эти моменты пропорциональны друг дру-
гу [3], то в предложенной конструкции приведенный движущий мо-
мент равен разности между приведенным к тому же валу моментом
4 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 3