92. . . 95% использ уемой мощности без наддувного диз еля Д-240 с
электронной системой управления эмиссия токсичных компонентов
(NO
х
, СО, СН
х
)
и твердых частиц (сажи) не превышала допустимых
норм EURO-2.
В докладе В.Г. Камалтдинова и Е.В. Абелиовича (ЮУрГУ, Челя-
бинск) рассмотрена новая модель процесса горения топлива для мо-
делирования рабочего процесса различных ДВС, основанная на урав-
нениях химической кинетики. Модель учитывает затраты энергии на
диссоциацию продуктов сгорания, основные физико-химические свой-
ства топлива, воздуха и продуктов сгорания, теплоотдачу в стенки и
утечки рабочего тела. В результате расчетных исследований HCCI-
процесса двигателя, работающего на смеси ДМЭ и природного газа,
выявлен эффект флегматизирующего влияния метана на способность к
самовоспламенению ДМЭ. Расчетными исследованиями установлено
изменение характера тепловыделения при изменении УОВТ и величи-
ны подачи топлива, скоростного и теплового режимов работы дизеля.
Р.В. Якуниным (ГУП “НАМИ”) была представлена методика рас-
чета овально-бочкообразных профилей поршней автотракторных дви-
гателей с помощью численных методов. При разработке методики и
программы были приняты следующие граничные условия: давление
равно нулю на всех поверхностях, не ограниченных металлом деталей,
где имеется сброс масла в картер двигателя; скорости поверхностей,
ограничивающих масляный слой заданы. При заданной геометрии юб-
ки разработанная программа позволяет определять: распределение да-
вления; толщину масляного слоя; положение поршня в цилиндре.
П.Р. Вальехо Мальдонадо и Д.К. Гришин (РУДН) посвятили доклад
автоматизации конструирования ДВС на стадии эскизного проекта.
Рассматриваемая задача конструирования решается с использовани-
ем программных пакетов Mathcad и Autocad. Программа расчетной
части записана в системе Mathcad и состоит из отдельных блоков, вы-
полняющих кинематический и динамический расчеты кривошипно-
шатунного механизма, а также расчеты по определению параметров
основных деталей цилиндропоршневой группы: поршня, колец, ша-
тунной и коренной шеек, подшипников скольжения, шатуна и т.п.
В развернутой дискуссии по докладам активное участие приня-
ли профессора Л.В. Грехов, В.И. Ерохов, Р.З. Кавтарадзе, В.А. Марков,
Н.Н. Патрахальцев, В.И. Толшин, Б.Я. Черняк и другие участники се-
минара. В заключение работы ВНТС были подведены итоги заседания,
принята резолюция, проведен обмен научной информацией.
Ученый секретарь ВНТС,
канд. техн. наук В.И. Шатров
124 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 4