тов переработки семян рапса (масло, шрот), разработать технологии
эффективного использования продуктов переработки.
В.Г. Семeнов, И.П. Васильев, А.И. Атамась (НТУ “ХПИ”, Украи-
на) представили доклад “Сравнение показателей дизеля при работе
на биодизельных топливах растительного и животного происхожде-
ния”. Были проведены испытания дизельного одноцилиндрового ви-
хрекамерного двигателя при работе на биодизельных топливах расти-
тельного и животного происхождения в одном испытательном цикле.
Испытывались следующие биодизельные топлива: метиловые эфиры
соевого масла (МЭСМ) и метиловые эфиры говяжьего жира (МЭГЖ).
Испытания показали, что при переводе двигателя с МЭСМ на МЭГЖ
эффективный КПД двигателя снизился с 0,239 до 0,229. Отмечено так-
же снижение содержание оксидов азота NO
х
в ОГ — с 0,0603 до 0,0558,
повышение концентрации монооксида углерода в ОГ — с 0,0254 до
0,0257, снижение дымности ОГ (содержание сажи) — с 0,0711 до
0,0679 мг/л и повышение температуры ОГ — с 303 до 310
◦
С.
“Моторные исследования работы дизеля на смесевом топливе”
— тема доклада С.А. Нагорнова, Р.В. Фокина и К.С. Малахова (ГНУ
“ВИИТиН”). Проведены сравнительные моторные исследования ра-
боты ряда дизельных двигателей на нефтяном ДТ, метиловом эфире
растительного масла (МЭРМ) и смесевом (ДТ+МЭРМ) топливе по
параметрам рабочего цикла, мощностным, экономическим и эколо-
гическим показателям. В качестве исходного сырья для получения
МЭРМ поочередно использованы рапсовое, подсолнечное, кукуруз-
ное и льняное масла. Проведенные исследования показали возмож-
ность увеличения предельной концентрации содержания метиловых
эфиров растительных масел в дизельном топливе с 5 до 20% (масс.)
безнанесения ущерба потребности населения в растительных маслах.
Н.А. Иващенко, В.А. Марков, С.Н. Девянин, А.А. Ефанов, А.А. Зе-
нин (МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГАУ им. В.П. Горячкина) выступили с
докладом “Метод совершенствования процессов распыливания топли-
ва и смесеобразования в дизеле”. Для повышения качества смесеобра-
зования в дизелях предлагается выполнение на носке распылителя
канавок, каждая изкоторых образует расширение выходного канала
соответствующего распыливающего отверстия. Канавки выполнены
в форме сегмента шириной, равной диаметру распыливающего от-
верстия, длиной в 2,5–3 раза превышающей диаметр распыливающих
отверстий, глубиной около 0,3 мм, причем оси канавок ориентированы
поперек оси распылителя. Для оценки влияния конструкции распы-
лителей форсунок на показатели дизеля Д-245.12С (4 ЧН 11/12,5)
проведены его испытания. При использовании опытных распылите-
лей отмечена тенденция к снижению дымности
K
x
, особенно заметная
на режимах с высокой частотой вращения. Интегральный на режимах
13-ступенчатого цикла удельный массовый выброс NO
х
оказал-
ся меньшим при использовании опытных распылителей (
е
NO
х
=
= 5
,
723
г/(кВт
·
ч) в сравнении с
е
NO
х
= 5
,
749
г/(кВт
·
ч) при уста-
новке серийных распылителей). Интегральный выброс монооксида
122 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 4