ИНФОРМАЦИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
ПО АВТОМАТИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК им. проф. В.И. КРУТОВА
В МГТУ им. Н.Э. Баумана 28 января 2009 г. состоялось 84-е заседа-
ние Всероссийского научно-технического семинара (ВНТС) по авто-
матическому управлению и регулированию теплоэнергетических уста-
новок, основанного В.И. Крутовым в 1970 г.
Председательствующий д-р техн. наук, профессор В.А. Марков
(МГТУ им. Н.Э. Баумана) посвятил свое выступление проблемам улуч-
шения динамических качеств двигателей транспортного назначения.
Потребность в улучшении показателей, характеризующих динами-
ческие качества транспортных двигателей, связана с ужесточением
требований к токсичности их отработавших газов (ОГ). Поэтому воз-
никает серьезная проблема сокращения продолжительности неустано-
вившихся режимов, отличающихся повышенной токсичностью ОГ, а
также повышенным расходом топлива. Отмечено также, что рост ав-
топарка крупных городов привел к усложнению условий эксплуатации
двигателей, которые вызваны перегруженностью городских магистра-
лей транспортными средствами. В результате доля неустановившихся
режимов в общей продолжительности работы транспортного двигате-
ля в настоящее время превышает 80–90%. В сложившихся условиях
применение традиционных пропорциональных регуляторов, а так-
же ПИ- и ПИД-регуляторов не всегда может обеспечить требуемые
показатели качества переходных процессов. Поэтому необходимы но-
вые подходы к созданию систем автоматического регулирования и
управления (САР и САУ).
В соответствии с планом работ было заслушано 27 докладов.
Доклад В.И. Толшина и И.А. Косыгина (МГАВТ) посвящен изуче-
нию влияния давления гидрозапора форсунки на содержание оксидов
азота NO
x
в ОГ. Испытания проводились на двигателе 6Ч18/22. Ис-
следовались следующие режимы: 100, 75 и 50% нагрузки (100, 75
и 50 кВт) при давлениях гидрозапора 13. . . 24МПа. Эксперименталь-
ные исследования показали, что увеличение давления гидрозапора от
13 до 24МПа позволяет снизить концентрацию NO
x
в ОГ на 11%.
Увеличение давления гидрозапора как метод снижения концентрации
NО
x
может применяться в комбинации с другими методами, например
с рециркуляцией ОГ. Были проведены экспериментальные исследова-
ния такого комбинированного способа снижения NО
х
.
В докладе Б.Я. Черняка, Э.А. Саркисиана, Ф.С. Онищука и Д.Ю. Са-
фонова (ГТУ “МАДИ”) рассмотрены возможности построения наблю-
дателя крутящего момента для бортовых систем управления. Предста-
влены результаты создания наблюдателя момента с использованием
искусственной нейронной сети с четырьмя независимыми перемен-
ными, настраиваемой по результатам экспериментов. Погрешность
116 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 4