прогнозирования момента во всем поле нагрузочных и скоростных
режимов и управляющих воздействий составляла не более 4 Н
·
м.
Однако недостатки чисто эмпирических моделей наблюдателей за-
ключаются в необходимости проведения объемного эксперимента для
обучения и корректирования модели при изменении характеристик
объекта управления. Рассматриваются возможности построения более
универсальных смешанных моделей наблюдателей, включающих как
теоретические, так и эмпирические подмодели. Сформулированы тре-
бования к таким наблюдателям и описана технология их построения
и калибровки.
В докладе А.Г. Кузнецова и А.Н. Боковикова (МГТУ им. Н.Э. Бау-
мана) “Полунатурное моделирование динамических режимов автомо-
бильного дизеля” описаны основные элементы математической моде-
ли автомобильного дизеля, используемой для полунатурного модели-
рования динамических режимов САУ. Рассмотрены стенд полунатур-
ного моделирования и соответствующие программные средства. При-
ведены некоторые результаты полунатурного моделирования режимов
работы САУ дизеля, необходимые для настройки системы.
В докладе А.Г. Кузнецовa (МГТУ им. Н.Э. Баумана) “Моделиро-
вание динамических режимов энергетической установки тепловоза”
представлены результаты расчетов динамических режимов энергети-
ческой установки тепловоза при работе на различных позициях кон-
троллера. Приведенные переходные процессы подтверждают адекват-
ность разработанной математической модели энергетической установ-
ки тепловоза и свидетельствуют о возможности ее использования для
полунатурного моделирования и отладки САУ тепловоза.
В.А. Марков, Е.Ф. Поздняков, В.Л. Трифонов, В.И. Шатров (МГТУ
им. Н.Э. Баумана, ОАО “Форант.Сервис”, г. Ногинск) представили до-
клад “Моделирование переходных процессов САР частоты вращения
дизеля с последовательно включенными корректирующими звенья-
ми”. Рассмотрен метод улучшения качества процесса регулирования
частоты вращения двигателя дизель-генераторной установки (ДГУ),
заключающийся во введении в структуру регулятора последовательно
включенных корректирующих звеньев. Проведено моделирование пе-
реходных процессов САР частоты вращения двигателя ДГУ с последо-
вательно включенным корректирующим форсирующим звеном. Пока-
зано, что использование базового пропорционального регулятора (П-
регулятора) с последовательно включенным корректирующим форси-
рующим звеном позволяет существенно улучшить показатели качества
процесса регулирования. Установка такого регулятора позволяет обес-
печить наилучшие показатели качества переходного процесса наброса
нагрузки: продолжительность переходного процесса
t
п
= 0
,
102
с, мак-
симальное отклонение параметра в переходном процессе
y
max
= 0
,
0012
при статической ошибке регулирования
x
ст
= 0
,
097
%.
“Выбор оптимальной мощности ДВС машины с гибридными дви-
гателями” — тема выступления Н.Н. Барбашова и И.В. Леонова (МГТУ
им. Н.Э. Баумана). Значительную часть времени современные транс-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 4 117