ного исследования возможностей воздействия на протекание рабоче-
го процесса дизеля изменением физико-химических свойств топлива
путeм смешивания основного дизельного с альтернативными топлива-
ми или различными горючими и негорючими добавками. Смешивание
компонентов происходит в каналах форсунки благодаря установке спе-
циального устройства — клапана регулирования начального давления
(РНД). Приведена систематизация задач, решение которых возможно
данным методом, названным “физико-химическим регулированием”
(ФХР). При актуальности проблемы экономии традиционных нефтя-
ных топлив применение метода ФХР позволяет не только совершен-
ствовать показатели работы дизеля, но и реализовать диверсификацию
топливных ресурсов.
“Снижение содержания сажи в ОГ тракторного дизеля при его ра-
боте на переходных режимах” — тема выступления В.С. Гун, В.С. Мо-
розовой и В.В. Шешукова (ЮУрГУ, Челябинск). Приведены резуль-
таты теоретических исследований содержания сажи в ОГ тракторно-
го дизеля с электронным регулятором при его работе на переходных
режимах. Методика расчета базируется на методике И.И. Вибе и те-
оретическом определении необходимых параметров рабочего цикла
В.М. Бунова. Построена зависимость содержания сажи от времени пе-
реходного процесса для различных вариантов коэффициентов обрат-
ных связей контура управления частотой вращения дизеля. По полу-
ченной зависимости определены оптимальные параметры электрон-
ного регулятора.
Доклад Ю.Е. Хрящ¨eва, Р.О. Антошина и М.В. Тихомирова (ЯГТУ,
ОАО “ЯЗДА”) посвящен вопросам управления электроагрегатом на
базе дизеля КамАЗ с помощью электронной системы ЭСУ-1Г, пред-
ставляющей собой модернизированный вариант ЭСУ, разработанный
в ИКЦ ОАО “ЯЗДА” на базе автомобильного варианта электронной
системы ЭСУ-1. Исследуемая система отличается в основном алго-
ритмами управления, позволяющими улучшить качество переходных
процессов. Состав системы также претерпел изменения: исключены
педальный модуль, датчик давления наддувочного воздуха и датчи-
ки температур топлива, воздуха и охлаждающей жидкости. Освеще-
ны проблемы конверсии автомобильных дизелей в промышленные (в
особенности —- в первичные двигатели дизель-генераторных устано-
вок). Рассмотрены современные требования к качеству электрической
энергии, промышленным дизелям и САР частоты вращения (ГОСТ
13822–82, ГОСТ 10150–88, ГОСТ 10511–83).
В докладе Ю.Е. Хрящ¨ева и А.Е. Ражева (ЯГТУ, ОАО “ЯЗДА”)
предложен способ улучшения пуска дизельного двигателя, связанный
с внедрением электронной системы управления ЭСУ-1 и разработ-
кой нового дозирующего электронно-управляемого электрофакельно-
го устройства. Электронно-управляемый пуск, осуществляемый по но-
вым алгоритмам, апробирован в климатической испытательной каме-
ре. Его внедрение повысит надежность процесса холодного пуска и
улучшит экологические характеристики двигателя.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 4 119