ет 12
◦
. . . 24
◦
. Результаты исследований применялись при разработке
метода расчета развития топливной струи.
Ю.А. Заяц, Д.С. Голубев (Рязанский военный автомобильный ин-
ститут — РВАИ) и П.И. Строков (МГТУ “МАМИ”) выступили с до-
кладом “Особенности применения электрогидравлических установок
в топливной аппаратуре (ТА) дизелей”. Как и ТНВД с прецизионными
парами, насосы, созданные на основе электрогидравлического эффек-
та (ЭГЭ), могут быть индивидуальными или общими, реализующи-
ми схему
Common Rail
. Лабораторная установка для генерации элек-
трических разрядов создана в РВАИ. Отличительной особенностью
установки является ее способность генерировать разряды в частотном
диапазоне от 2 до 20 Гц, что соответствует частотному диапазону рабо-
ты дизеля (например, семейства КамАЗ и ЯМЗ). При накопительной
емкости конденсаторов 0,0066 мкФ и напряжении 16 кВ на электро-
дах разряд отсутствует, запасенная энергия преобразуется в тепловую.
Увеличение емкости до 0,03 мкФ также не позволило получить раз-
ряд в жидкости. Увеличение напряжения до 25 кВ и далее (до 40 кВ)
при сохранении емкости 0,0066 мкФ позволяет получить разряд. На
основе выполненных экспериментов можно сделать вывод о том, что
процесс реализации разряда является устойчивым при накопительной
емкости 0,22 мкФ и напряжении более 25 кВ.
Л.Н. Голубков и С.В. Рыжкин (ГТУ “МАДИ”, Департамент транс-
порта и связи города Москвы) выступили с докладом “Анализ и расчет
свойств диметилового эфира (ДМЭ) и исследование его влияния на ра-
бочий процесс дизеля”. Проведены аналитические исследования тер-
модинамических свойств ДМЭ. При испытании дизеля 2Ч10,5/12 бы-
ла предпринята попытка оптимизировать ТА в целях уменьшения про-
должительности впрыскивания ДМЭ при сохранении давления впрыс-
кивания. Исследовались штатная ТА размерности 9/9 с максимальным
проходным сечением распылителя форсунки
μf
ф
= 0
,
17
мм
2
и опти-
мизированная ТА размерности 10/10 с
μf
ф
= 0
,
27
мм
2
. Сравнительные
испытания на дизельном топливе (ДТ) и ДМЭ со штатной и оптими-
зированной ТА показывают, что при работе со штатной ТА на ДМЭ
выбросы оксидов азота NO
x
уменьшились не менее чем в 1,5 раза по
сравнению с работой на ДТ.
С.Н. Девянин, О.Н. Слепцов (МГАУ им. В.П. Горячкина), Л.Л. Ми-
хальский, В.А. Базылев (ЗАО “Дизель-КАР”), Н.А. Иващенко,
В.А. Марков (МГТУ им. Н.Э. Баумана),
С.А. Дмитриев (ОАО
“ВАККУМ БИОСИНТЕЗ”), Н.А. Слепцов (ОАО “ТЕРРА ИНВЕСТ”) —
авторы доклада “Анализперспектив применения рапса в РФ”. В
работе проведен системный анализпроблемы использования рапса,
требующей решения следующих задач. Для широкого применения
биотоплива в сельском хозяйстве необходимо проведение специаль-
ных исследований работы сельскохозяйственной техники на эфирах
рапсового масла и их смесях с дизельным топливом. В целях уско-
рения процесса внедрения культуры рапса в сельскохозяйственное
производство необходимо расширять область использования продук-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 4 121