кривых
λ
(
θ
)
соответствующим образом проявляются на характере из-
менения
M
ф
(
θ
)
и
М
Σ
(
θ
)
. Это приводит к тому, что при одинаковых
интервалах
γ
вкл
и прочих равных условиях средний момент ВИМ в
них может заметно отличаться.
Для получения количественных оценок условно примем, что срав-
ниваемые ВИМ 6/4 и 8/6 имеют одинаковые воздушные зазоры. Глав-
ные размеры и геометрические параметры полюсов выбраны так, что
кривые
λ
(
θ
)
каждой машины характеризуются одинаковыми значени-
ями магнитных проводимостей в рассогласованном
λ
рас
и согласован-
ном
λ
согл
положениях полюсов, а также одинаковой протяженностью
зоны их перекрытия
γ
пер
. Тогда обеспечивается равенство отношения
dλ/dθ
на линейных участках кривых
λ
(
θ
)
(в зоне частичного перекры-
тия зубцов). В результате получаем, что кривые
λ
(
θ
)
ВИМ 6/4 и 8/6
различаются только протяженностью участка в зоне рассогласованно-
го положения зубцов
γ
рас
(см. рис. 2).
При сравнении ВИМ будем использовать относительные единицы
при одинаковых для обеих машин базовых значениях переменных. За
базовое значение момента примем
M
баз
=
M
нас
=
1
2
(
Iw
)
2
нас
λ
согл
γ
пер
K
λ
−
1
K
λ
,
(6)
где
I
нас
— ток, при котором наступает локальное насыщение взаимо-
действующих зубцов;
w
— число витков фазы;
K
λ
=
λ
согл
/λ
рас
. Б азовое
значение угловой координаты равно длительности интервала
γ
пер
. Б а-
зовое значение скорости
ω
баз
=
Uγ
пер
K
λ
I
нас
w
2
λ
согл
(
K
λ
−
1)
,
(7)
где
U
— амплитуда напряжения на фазе.
Для обеих машин примем типовые параметры:
K
λ
= 7
;
γ
∗
рас
= 1
,
0
для ВИМ 6/4 и
γ
∗
рас
= 0
,
8
для ВИМ 8/6. Интервал упреждения от-
ключения ВИМ 6/4 выберем
γ
∗
упр
= 0
,
25
, а ВИМ 8/6 —
γ
∗
упр
= 0
,
45
.
Будем считать, что у обеих машин ширина полюсов ротора больше
ширины полюсов статора на 20 %, поэтому в кривых
λ
(
θ
)
имеется
горизонтальный участок на уровне
λ
согл
протяженностью
γ
∗
согл
= 0
,
2
.
В качестве примера на рис. 3,
а
и
б
показаны полученные в резуль-
тате моделирования в относительных единицах кривые фазного
М
∗
ф
,
суммарного мгновенного
М
∗
Σ
и среднего
М
∗
ср
моментов в функции от-
носительной угловой координаты
θ
∗
для ВИМ 6/4 при двух значениях
скорости
ω
∗
= 1
и 3. На рис. 3,
в
и
г
показаны аналогичные кривые
для ВИМ 8/6.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2005. № 4 19