разной конфигурации, например, для обеспечения режима постоян-
ства выходной мощности. Поскольку эта проблема не нашла должно-
го отражения в технической литературе, в настоящей статье делается
попытка в какой-то степени восполнить этот пробел.
Особенности регулирования момента ВИМ конфигураций 6/4
и 8/6.
Как известно, в общем случае выходной момент ВИМ опреде-
ляется суммой моментов отдельных фаз, находящихся одновременно
под током. При взаимном перемещении полюсов ротора относитель-
но полюсов статора для каждой фазы последовательно чередуются
интервалы перемещения, когда при протекании тока они способны
развивать либо движущий, либо тормозящий момент, либо не разви-
вают момента вовсе. Это обусловлено особенностями электромехани-
ческого преобразования энергии в ВИМ [5]. Поэтому для создания
однонаправленного движущего электромагнитного момента токи фаз
периодически коммутируют так, чтобы по возможности импульс фаз-
ного тока совпадал бы с интервалом движения, где магнитная прово-
димость соответствующей фазы возрастает.
Принципиальные различия в возможностях регулирования выход-
ного момента ВИМ конфигураций 6/4 и 8/6 обусловлены разными
угловыми размерами и разными взаимными смещениями зон, где каж-
дая фаза может развивать движущий момент (т.е. отличием в периоде
изменения и во взаимном расположении кривых магнитных проводи-
мостей соседних фаз). Это наглядно видно из сопоставления рис. 1,
в
и
г
.
На рис. 1,
в
условно изображены кривые фазных проводимостей
(
λ
1
−
λ
3
) в функции углового положения ротора
θ
для ВИМ конфигу-
рации 6/4, а на рис. 1,
г
аналогичные кривые (
λ
1
−
λ
4
) для ВИМ конфи-
гурации 8/6. На этих же рисунках отмечены угловые зоны (
γ
M,
1
−
γ
M,
3
)
и (
γ
M,
1
−
γ
M,
4
) соответственно, в пределах которых каждая фаза при
наличии тока может создавать движущий момент.
Как видно из рис. 1,
в
, у ВИМ 6/4 зоны создания двигательного
момента отдельных фаз (
γ
M,
1
−
γ
M,
3
) примыкают друг к другу, но
не перекрываются. Именно поэтому для такой ВИМ возможна только
одиночная коммутация фаз, т.е. под током может находиться только
одна фаза. Это не только исключает возможность перекрытия кри-
вых фазных моментов для увеличения среднего момента ВИМ, но и
существенно усложняет проблему снижения пульсаций момента сред-
ствами управления за счет формирования соответствующих кривых
фазных токов и моментов на интервалах включения и отключения
смежных фаз [7].
Кроме того, для исключения значительных спадов кривых сум-
марного момента в этой машине отключать каждую фазу необходимо
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2005. № 4 15