Возможные варианты конфигураций ВИМ рассмотрены в рабо-
те [5]. Наибольший практический интерес представляют трехфазные
конфигурации 6/4 (рис. 1,
а
) и четырехфазные — 8/6 (рис. 1,
б
), а так-
же их модификации с удвоенным числом полюсов статора и ротора
— 12/8 и 16/12. Машины с удвоенным числом полюсов идентичны
своим прототипам в электрическом аспекте, но имеют вдвое мень-
шую скорость вращения при одинаковой частоте коммутации. Далее
рассматриваются только машины конфигураций 6/4 и 8/6.
На практике ту или иную конфигурацию ВИМ выбирают, основы-
ваясь на общих соображениях, иногда интуитивно, без количествен-
ной оценки возможностей машин при реализации заданного режима
работы. Аналогично, относительные размеры полюсов и пазов стато-
ра и ротора для каждой из конфигураций ВИМ выбирают по неким
усредненным рекомендациям, получаемым чаще всего из тех или иных
конструктивных соображений (например, из условий рационального
размещения намагничивающей обмотки и т.д.), но не учитывая осо-
бенностей конкретного режима работы привода. Именно такой подход
к определению относительных размеров полюсов и пазов статора и
ротора приведен в ряде работ, касающихся сопоставления различных
свойств и характеристик машин конфигурации 6/4 и 8/6. В частности,
в работе [6] сравниваются удельные массогабаритные показатели этих
машин для некоторого расчетного (номинального) режима работы, а в
работе [7] дана оценка возможностей ограничения пульсаций момента
средствами управления.
Однако анализ наиболее предпочтительных применений ВИП по-
казывает, что все режимы его работы можно условно разделить на
две характерные группы. К первой группе относятся режимы, в кото-
рых требуется обеспечение максимальной мощности лишь в заданной
рабочей точке (насосы, вентиляторы и т.п.). Ко второй группе отно-
сятся режимы работы ВИП, требующие реализации расчетного значе-
ния выходной мощности привода в некотором скоростном диапазоне
(транспортные средства, металлообрабатывающие станки и т.п.). И в
том, и в другом случае при проектировании ВИП желательно найти
такие внутренние соразмерности ВИМ, которые при соответствующих
алгоритмах управления позволят наиболее полно реализовать возмож-
ности ВИМ при обеспечении заданного режима работы привода.
Поэтому важно сопоставить ВИМ конфигураций 6/4 и 8/6 именно
с позиций наилучшего формирования выделенных ранее групп режи-
мов работы. Решение поставленной задачи применительно ко второй
группе режимов представляется неоднозначным и поэтому менее оче-
видным. Для успешного решения задачи нужны достоверные коли-
чественные оценки возможностей регулирования момента в машинах
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2005. № 4 13