Выбрав в качестве базового углового интервала
γ
пер
, т.е. интервал
перекрытия взаимодействующих полюсов, получим в относительных
величинах
γ
∗
вкл, макс
=
τ
R
2
γ
пер
−
γ
∗
раб
.
(4)
Учитывая, что полюсное деление ротора
τ
R
= 2
π/N
R
, а для обыч-
ных ВИМ длительность
γ
пер
в первом приближении можно принять
равной половине полюсного деления статора
τ
S
= 2
π/Ns
, имеем
γ
∗
вкл, макс
=
N
S
N
R
−
γ
∗
раб
.
(5)
У ВИМ 6/4 с типовыми параметрами, чтобы исключить значитель-
ные спады кривой суммарного момента, фазы отключают примерно
с 25%-ным упреждением относительно начала перекрытия полюсов.
Как показано в работе [3], режим постоянства выходной мощности у
ВИМ 8/6 наилучшим образом реализуется при упреждении отключе-
ния фазы, примерно соответствующем режиму одиночной коммутации
на границе насыщения машины, что при типовых параметрах соответ-
ствует примерно 45%-ному упреждению отключения фазы. Присвоив
условно индекс “1” ВИМ 6/4, а индекс “2” соответственно ВИМ 8/6,
при принятых допущениях находим
γ
∗
вкл,макс,1
=
6
4
−
0
,
75 = 0
,
75
,
γ
∗
вкл,макс,2
=
8
6
−
0
,
55 = 0
,
78
.
Как видно, значения
γ
∗
вкл,макс
у ВИМ 6/4 и 8/6 примерно одинаковы.
Чтобы оценить, в какой степени это сказывается на диапазоне измене-
ния скорости с постоянной выходной мощностью, учитывая нелиней-
ность процессов в ВИМ, используют математическое моделирование.
Для этой цели создана имитационная модель ВИП в среде MATLAB-
SIMULINK с возможностью имитации различного пространственного
сдвига полюсов ВИМ [8, 9]. Модель позволяет в удобной форме
задавать параметры и регистрировать изменение всех основных пе-
ременных, характеризующих работу ВИМ, в том числе фазных токов
I
ф
(
θ
)
, моментов
M
ф
(
θ
)
, суммарного мгновенного
М
Σ
и среднего
M
ср
моментов.
Результаты моделирования.
Исследования на модели показали,
что различия в периоде изменения и во взаимном расположении кри-
вых
λ
(
θ
)
соседних фаз ВИМ конфигураций 6/4 и 8/6 и связанные с
этим различия в ориентации импульсов фазного тока относительно
18 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2005. № 4