что наблюдаются значительные спады кривой
М
∗
Σ
ВИМ 6/4. Это при
прочих равных условиях ухудшает условия пуска ВИМ 6/4. Следует
также особо отметить, что для обеих машин рассматриваются наибо-
лее реальные условия коммутации, которые, в силу указанных причин,
обусловливают неравенство их средних моментов.
Моделирование показало, что с увеличением скорости до
ω
∗
= 3
для обеспечения постоянства выходной мощности ВИМ 6/4 необхо-
димо увеличить интервал включения ее фаз до значения
γ
вкл
= (1
,
5
×
×
2
,
67)
/
(
K
λ
−
1) = 0
,
67
, а для ВИМ 8/6 интервал включения должен
составлять
γ
∗
вкл
= (1
,
5
×
2
,
36)
/
(
K
λ
−
1) = 0
,
59
. Откуда следует, что
кратность увеличения интервала включения
γ
∗
вкл
ВИМ 6/4 теперь уже
больше, чем ВИМ 8/6 в 1,14 раза. Чтобы объяснить это расхождение
обратимся к рис. 3,
б
и
г
. Увеличение
γ
∗
вкл
, как видно из этих рисун-
ков, при неизменном значении
γ
∗
раб
приводит к увеличению длительно-
сти интервала отключения
γ
∗
откл
. Отключение обеих машин частично
проходит в зоне тормозного момента. Однако для ВИМ 8/6 незна-
чительный отрицательный фазный момент
М
∗
ф
развивается лишь на
заключительном этапе отключения, когда фаза уже практически от-
ключена (см. рис. 3,
г
).
У ВИМ 6/4 б´oльшая часть этапа отключения приходится на генера-
торный режим (см. рис. 3,
б
) и доля отрицательного фазного момента
М
∗
ф
существенно больше. Как следствие, для его компенсации требует-
ся увеличение положительной составляющей момента фазы
М
∗
ф
за счет
соответствующего увеличения интервала ее включения
γ
∗
вкл
. Обратим
также внимание на то, что кривая
М
∗
Σ
ВИМ 6/4 при этом значении
скорости имеет примерно на 30% б´ольшую амплитуду пульсаций.
Дополнительные эксперименты на модели показали, что указанные
тенденции расхождения необходимых интервалов включения
γ
∗
вкл
для
обеспечения режимов постоянства выходной мощности у ВИМ 6/4 и
ВИМ 8/6 с ростом скорости сохраняются вплоть до режима граничной
коммутации, ограничивающего пределы увеличения
γ
∗
вкл
для каждой
из машин. Это подтверждает рис. 4, где кривая
1
отражает характер
изменения
γ
∗
вкл
в функции скорости
ω
∗
для ВИМ 6/4, а кривая
2
—
соответственно для ВИМ 8/6.
Максимальные значения
γ
∗
вкл
для обеих ВИМ при принятых усло-
виях совпадают и составляют 0,95, однако, режим граничной комму-
тации ВИМ 6/4 наступает при скорости
ω
∗
1
= 5
,
7
, а ВИМ 8/6, соот-
ветственно, при
ω
∗
2
= 7
,
1
. Отсюда следует, что при оговоренных ранее
условиях возможный диапазон изменения скорости с постоянством
выходной мощности у ВИМ 8/6, примерно, на 25% больше, чем у
ВИМ 6/4.
Если же в качестве исходной точки сравнения регулировочных воз-
можностей ВИМ 6/4 и 8/6 взять точку с одинаковыми средними мо-
22 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2005. № 4