Рис
. 5.
Боковое смещение автомобиля ВАЗ
2123
при
“
переставке
”
в зависимости
от типа привода
,
скорость
160
км
/
ч
:
1
—
передний привод
;
2
—
задний привод
;
1
—
полный привод
аэродинамический момент относительно вертикальной оси
,
а влияние
боковой силы значительно меньше
.
Следует отметить
,
что знак вер
-
тикального момента зависит от формы кузова автомобиля
,
поэтому
траектория движения автомобиля может меняться при одном и том
же направлении ветровой нагрузки
.
При воздействии на автомобиль
аэродинамических сил и моментов на траекторию его движения может
оказывать влияние и тип привода ведущих колес
.
Для оценки влияния
этого фактора на математической модели были проведены расчеты ма
-
невра
“
переставка
”
автомобиля с тремя типами привода
—
передним
,
задним и полным
.
Силы тяги на колесах выбирались из условий ком
-
пенсации сил аэродинамического сопротивления и обеспечения дви
-
жения автомобиля с постоянной скоростью на прямолинейном участке
.
Расчеты показали
,
что на небольших скоростях
(
порядка
80
км
/
ч
)
влия
-
ние типа привода несущественно
;
при движении автомобиля с большей
скоростью его влияние становится значительным
.
На рис
. 5
показаны
зависимости поперечного смещения автомобиля при выполнении ма
-
невра
“
переставка
”
на скорости
160
км
/
ч
.
Такие скорости могут быть
реальными
,
например
,
для спортивных автомобилей
.
Полная сила тяги
на колесах в таком режиме составила
1300
Н
.
Как видно из графиков
,
этом случае большую чувствительность к управлению имеет автомо
-
биль с передним приводом
,
а меньшую
—
с задним
.
Полноприводной
автомобиль
,
как и в случае скорости
80
км
/
ч
,
занимает промежуточное
положение
.
Анализируя влияние аэродинамических свойств автомобиля на его
управляемость при выполнении маневра
“
переставка
”,
выявили каче
-
ственные закономерности
.
Для получения сравнительных характери
-
46 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
3