динамических сил
.
Вектор аэродинамических сил в общем случае со
-
держит шесть составляющих
—
три силы и три момента
[1].
Такой век
-
тор в проекции на неподвижную систему координат можно записать в
форме
f
a
(
x
c
,
˙
x
c
) =
·
P
a
A
т
c
M
a
¸
.
Здесь
Р
a
—
вектор сил лобового сопротивления
,
боковой силы
,
подъ
-
емной силы
; M
a
—
вектор
,
компонентами которого являются опроки
-
дывающий момент
,
поворачивающий момент и момент рысканья
; A
т
c
—
матрица преобразования из связанной системы координат кузова в
неподвижную систему координат
.
Компоненты векторов аэродинами
-
ческих сил и моментов определяются по хорошо отработанным и экс
-
периментально проверенным формулам
[1].
Предлагаемая и описываемая системой уравнений
(1)
модель дина
-
мики автомобиля имеет более общий характер
,
так как полностью охва
-
тывает все возможные направления движения автомобиля
.
Скорость
автомобиля в этом случае задается скоростями центра масс кузова в
абсолютной
(
неподвижной
)
системе координат
.
Поэтому
,
вместо при
-
веденных в технической литературе выражений для определения ско
-
рости невозмущенного потока
,
более удобно использовать следующую
зависимость
:
V
∞
=
q
(
V
a
x
+
V
a
wx
)
2
+ (
V
a
y
+
V
a
wy
)
2
;
здесь
V
a
x
,
V
a
y
—
проекции скоростей центра масс кузова на абсолют
-
ную систему координат
;
V
a
wx
,
V
a
wy
—
проекции ветрового потока на эту
же систему
.
Угол натекания потока можно определить как угол между
продольной осью автомобиля и вектором воздушного потока в системе
координат кузова
.
Направление продольной оси кузова задается векто
-
ром
n
a
x
=
A
т
c
n
x
,
где
n
x
= (1
,
0
,
0)
т
.
Направление воздушного потока в абсолютной системе координат
определяется следующим образом
:
V
a
f
=
V
a
x
+
V
a
wx
V
a
y
+
V
a
wy
V
a
z
+
V
a
wz
.
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
3 41