Рис
. 7.
С
N
−
А
y
-
диаграмма для автомобилей
BA3 2123
с измененной аэродина
-
микой
(
1
); BA3 2123 (
2
); BA3 21103 (
3
); BA3 2113 (
4
)
экспериментально
,
получаются для заданного центра приведения
,
а из
-
менение коэффициентов моментов означает изменение коэффициентов
сил
,
которые могут влиять на этот момент
,
и наоборот
.
Поэтому были
рассчитаны три варианта с аэродинамикой
,
соответствующей автомо
-
билям
BA3 2123, BA3 21103
и
BA3 2113
с массой по
1500
кг
.
Кроме того
,
был рассчитан вариант с измененными коэффициентами
(
ВАЗ
2123).
Изменения касались коэффициента
m
zβ
,
который был увеличен с
0,2
до
0,5.
Результаты расчетов показаны на рис
. 7,
из которого видно
,
что
аэродинамические свойства кузовов автомобилей
BA3 21103
и
BA3 2113
обеспечивают большее
,
примерно на
25 %,
критическое бо
-
ковое ускорение
,
по сравнению с автомобилем
BA3 2123.
Основным
фактором
,
влияющим на это
,
является коэффициент изменения момен
-
та относительно вертикальной оси в зависимости от угла натекания
потока
,
который для
BA3 2123
почти в
2
раза меньше
,
чем у двух дру
-
гих автомобилей
.
Вместе с тем
,
нужно отметить
,
что более обтекаемая
форма кузова
(
ВАЗ
21103
и ВАЗ
2113)
уменьшает чувствительность к
управлению
—
меньший наклон кривых равных углов
.
Это подтвер
-
ждается также сравнением вариантов с различными коэффициентами
зависимости вертикального момента от угла натекания потока
—
m
zβ
.
При большем
m
zβ
(
автомобиль менее обтекаемый
)
срыв в неуправляе
-
мый поворот происходит при больших боковых ускорениях
.
Заключение
.
1.
Разработанная пространственная математическая
модель аэродинамиче
c
ких сил и моментов
,
действующих на автомо
-
биль при различных углах натекания потока
,
включена в комплекс мо
-
делирования динамики автомобиля и позволяет проводить анализ кри
-
волинейного движения автомобиля с учетом нелинейностей кинемати
-
ки подвески
,
ее жесткостных и демпфирующих свойств
.
Проведенный
анализ устойчивости и управляемости автомобиля ВАЗ
2123,
показал
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
3 49