Рис
. 1.
Зависимость аэродинамических
коэффициентов
C
x
,
С
y
,
С
z
автомобиля
ВАЗ
21103
от угла натекания воздушно
-
го потока
:
1
—
С
x
=
f
(
β
)
;
2
—
С
y
=
f
(
β
)
;
3
—
С
z
=
f
(
β
)
Выражение для угла натека
-
ния воздушного потока можно
представить в виде
cos
β
=
n
a
x
·
V
a
f
|
n
a
x
| |
V
a
f
|
.
Координаты точки приложе
-
ния аэродинамических сил и
моментов зависят от методики
их экспериментального опреде
-
ления
.
В аэродинамике обычно
принимают
,
что угол натекания
воздушного потока бокового ве
-
тра при эксплуатации автомоби
-
ля составляет небольшую вели
-
чину
—
порядка
15
◦
−
20
◦
.
Предлагаемая система уравнений
(1)
спра
-
ведлива для любой ориентации движения автомобиля и позволяет опи
-
сывать динамику криволинейного движения автомобиля
,
учитывая воз
-
действия воздушной среды
.
Определим типичные значения аэроди
-
намических коэффициентов автомобилей ВАЗ по экспериментальным
данным
,
полученным в аэродинамической трубе при скорости потока
40
м
/
с
.
При испытаниях в аэродинамической трубе за центр приведе
-
ния принимали точку
,
лежащую на линии продольной симметрии и рас
-
положенную между мостами автомобиля
.
Зависимости аэродинамиче
-
ских коэффициентов сопротивления от угла натекания потока для авто
-
мобиля ВАЗ
21013
приведены на рис
. 1.
Анализируя зависимости аэро
-
динамических коэффициентов от угла натекания потока ветра
,
выяви
-
ли
,
что в расчетах нельзя ограничиваться их постоянными значениями
,
а целесообразно использовать интерполяцию
,
В зависимости от типа
коэффициента можно предложить следующие выражения
:
C
x
=
C
x
o
+
C
xβ
|
β
|
;
(2)
C
y
=
C
y
o
+
C
yβ
β
;
(3)
C
z
=
C
z
o
+
C
zβ
|
β
|
;
(4)
m
x
=
m
x
o
+
m
xβ
β
;
(5)
m
y
=
m
y
o
+
m
yβ
|
β
|
;
(6)
m
z
=
m
z
o
+
m
zβ
β.
(7)
В выражениях
(2) – (7)
нижний индекс
“o”
означает величину аэро
-
динамического коэффициента при осесиметричном натекании потока
,
42 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
3