намики машин ФРУНД был введен модуль их расчета с его использо
-
ванием для анализа влияния аэродинамики на управляемость автомо
-
биля
.
На примере автомобиля
BA3 2123
был рассчитан маневр
“
пере
-
ставка
”
на скорости
80
км
/
ч
.
Для выполнения этого маневра был по
-
добран соответствующий закон поворота рулевого колеса автомобиля
.
Длина переходного участка маневра
“
переставка
”
составляла
30
м
,
бо
-
ковое смещение
—
З м
.
Расчеты проводились при коэффициенте сцеп
-
ления
0,7.
Влияние аэродинамических сил и моментов оценивалось по
графикам поперечного смещения автомобиля
.
Были также рассмотрены параметры движения автомобиля при со
-
вершении маневра
“
переставка
”
в случае наличия дополнительной ве
-
тровой нагрузки
.
Ветровая нагрузка в модели аэродинамических сил
задается раздельно в продольном и боковом направлениях
.
Направле
-
ние продольного ветрового потока может быть встречным или попут
-
ным
,
поперечного потока
—
левым или правым
.
Для оценки влияния отдельных составляющих аэродинамических
сил и моментов на боковое смещение были рассчитаны маневры при
действии только одного аэродинамического компонента
.
В расчетах
принимали
,
что отличны от нуля только некоторые аэродинамические
коэффициенты
.
На рис
. 4
изображены боковые смещения автомоби
-
ля при учете отдельных аэродинамических сил
.
Рассмотрим случай
ветровой нагрузки слева
.
Как видно из графика
,
б
´
ольшую часть реак
-
ции автомобиля определяют поперечная сила и моменты относительно
продольной и вертикальной осей
.
При этом основной вклад вносит
Рис
. 4.
Боковое смещение автомобиля ВАЗ
2123
при маневре
“
переставка
”
в
зависимости от действия отдельных компонентов аэродинамического воздей
-
ствия
,
скорость автомобиля
80
км
/
ч
:
1
—
боковой ветер отсутствует
;
2
—
ветер слева
, 10
м
/
с
;
3
—
ветер слева
, 10
м
/
с
(
с
учетом влияния
С
y
,
m
x
,
m
z
);
4
—
ветер слева
, 10
м
/
с
(
с учетом влияния только
m
z
);
5
—
ветер слева
, 10
м
/
с
(
с учетом влияния только
С
y
)
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
3 45