Величины
v
0
и
t
т
определяются конструкцией и режимом работы
механизма, на котором установлено тормозное устройство.
Выводы.
1. Рассмотрены вопросы моделирования сложных трибо-
логических систем применительно к тормозным устройствам ПТМ.
2. Впервые разработана математическая модель пары трения тор-
моза накладка–диск/шкив, учитывающая взаимное влияние процессов,
происходящих на фрикционном контакте (теплообразования, теплооб-
мена, термоупругой и контактной деформаций, изнашивания), и по-
зволяющая определять температуру элементов фрикционной пары и
износ тормозной накладки в процессе трения.
3. Впервые в математической модели учтено влияние процессов
термоупругости и теплопередачи между элементами фрикционной па-
ры на процессы трения и изнашивания, происходящие на фрикцион-
ном контакте.
4. Представленная модель положена в основу методики численного
моделирования трибологических систем тормозных устройств ПТМ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г р и б В. В. Решение триботехнических задач численными методами. – М.:
Наука, 1982. – 112 с.
2. О с н о в ы трибологии (трение, износ, смазка): Учебник для технических вузов
/ Под общ. ред. А.В. Чичинадзе. – М.: Машиностроение, 2001. – 664 с.
3. С п р а в о ч н и к по триботехнике / Под общ. ред. М. Хебды, А.В. Чичинадзе.
В 3 т. Т. 1. Теоретические основы. – М.: Машиностроение, 1989. – 400 с.
4. Д е м к и н Н. Б. Моделирование фрикционного контакта и его свойства //
Трение, износ, смазка. – 1999. – № 3.
5. Д ж о н с о н К. Механика контактного взаимодействия / Пер. с англ. – М.:
Мир, 1989. – 510 с.
.
6. К р а г е л ь с к и й И. В., Д о б ы ч и н М. Н., К о м б а л о в В. С. Основы
расчетов на трение и износ. – М., 1977.
7. Г о р я ч е в а И. Г., Д о б ы ч и н М. Н. Контактные задачи в трибологии. –
М.: Машиностроение, 1988. - 256 с.
8. Н о с к о А. Л. Разработка методики расчета нагрева дисково-колодочных
тормозов подъемно-транспортных машин с учетом термического сопротивления
контакта. – М., 1985. – 199 с.
9. Р о м а ш к о А. М. Исследование нагрева дисковых колодочных тормозов
подъемно-транспортных машин. – М., 1979. – 254 с.
10. Х у р ц и д з е Т. В. Вероятностная оценка срока службы фрикционной пары
тормозных устройств подъемно-транспортных машин с учетом их эксплуатаци-
онных и конструктивных особенностей. – М.: 1989. – 243 с.
11. Ч и н а л и е в О. К. Исследование формирования контурной площади контакта
в процессе работы фрикционных пар тормозов подъемно-транспортных машин.
– М., 1980. – 165 с.
12. Л о п о в о к Т. С. Волнистость поверхности и ее измерение. – М.: Изд-во
Стандартов, 1973. – 184 с.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 1 97