УДК 629.11.2.001
Ф. Ф. К у р о ч к и н, М. В. Н а г а й ц е в,
А. А. П о л у н г я н
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАКОНА УПРАВЛЕНИЯ
ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ
ПРИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ В АВТОМАТИЧЕСКОЙ
ПЛАНЕТАРНОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ
ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ
Предложен метод определения закона изменения давления при пе-
реключении в автоматической планетарной коробке передач, обес-
печивающий требуемую плавность переключения на завершающем
этапе буксования включаемого фрикционного элемента.
Увеличение производительности современных автотранспортных
средств при одновременном улучшении их топливной экономичности
и повышение безопасности их эксплуатации неразрывно связаны с ре-
шением проблем автоматизации управления агрегатами автомобилей
и, в первую очередь, агрегатами трансмиссии.
В настоящее время наиболее широкое распространение получи-
ли планетарные гидромеханические передачи (ГМП), позволяющие
во-первых, снизить динамические нагрузки в системе двигатель–
трансмиссия благодаря обеспечению плавности протекания пере-
ходных процессов и, во-вторых, относительно простыми средства-
ми автоматизировать процессы, связанные с управлением передачей
мощности от двигателя к ведущим колесам.
Однако у гидромеханических передач имеются и существенные
недостатки, такие как наличие гидротрансформатора, т.е. узла с низ-
ким КПД, большими осевыми и радиальными размерами, требующего
использования большого объема рабочей жидкости для эффективной
работы (столько же, сколько необходимо для системы смазывания и
управления). В связи с этим ведущие мировые производители авто-
матических коробок передач (АКП) в последние годы стараются от-
казаться от использования гидротрансформаторов. Однако отсутствие
последних приводит к уменьшению диапазона коробки передач, что, в
свою очередь, приводит к необходимости увеличения числа ступеней.
Наиболее рациональным с точки зрения соотношения размеров короб-
ки передач, числа ступеней и возможности переключения передач без
разрыва потока мощности является применение планетарных коробок
передач с переключением при помощи индивидуальных фрикционов.
Вопросам, связанным с исследованием процессов переключения,
посвящено большое число работ. В качестве критериальных оценок
качества этих процессов применяются как уровень динамических на-
грузок в элементах трансмиссии, так и плавность переключений.
52 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 2