Метод определения закона управления фрикционными элементами при переключении в автоматической планетарной коробке передач транспортной машины - page 2

Плавность переключения передач — это важный эксплуатационный
фактор автомобиля, оборудованного АКП, определяющий такие его
качества, как комфортабельность и конкурентоспособность.
В работах [1, 2] плавность переключения ГМП оценивалась по
продольным колебаниям кузова автомобиля. Для автомобилей малого
класса отсутствие данных по плавности переключения АКП привело
к необходимости изучения продольных колебаний кузова и определе-
нию предельных значений критерия плавности.
В работах [3, 4] проведен корреляционный анализ субъективных
оценок, полученных при нескольких заездах с различной интенсив-
ностью процесса переключения. Так, на основе сопоставления 528
субъективных оценок плавности переключения АКП легковых автомо-
билей и объективных данных (из трех критериев) было показано, что
наиболее доверительным критерием является максимальный размах
колебаний производной продольного ускорения автомобиля, скоррек-
тированный по частоте колебаний. Было установлено, что допустимым
по плавности считается такое переключение, если размах колебаний
производной по времени продольного ускорения кузова автомобиля
J
=
da/dt
(“Джерк”) меньше 3,4 g/c.
Однако возникает вопрос о влиянии “Дж´ерка” на получаемое зна-
чение работы буксования при переключении передач, что определяет
долговечность фрикционного элемента. Найти аналитическую зави-
симость работы буксования от параметра плавности переключения на
стадии буксования включаемого фрикционного элемента крайне слож-
но. Поэтому для решения поставленной задачи разработана упрощен-
ная модель разгона автомобиля, позволяющая смоделировать одно пе-
реключение в планетарной коробке передач, но с различной интенсив-
ностью изменения момента, развиваемого включаемым фрикционным
элементом. При этом фиксировались максимальный размах колебания
критерия плавности переключения передач, работа буксования за вре-
мя переключения и время буксования. По полученным данным строи-
ли зависимость работы буксования от “Дж´ерка” и времени буксования.
Другими словами, данную задачу решали численно. Из проведенных
исследований выявили, что характерных точек минимума или макси-
мума у данных зависимостей нет, это является вполне логичным: чем
медленнее отпускаем педаль сцепления, тем больше работа буксова-
ния (сцепление дольше буксует), но тем более плавным будет процесс
переключения передач. Следовательно, выбирать конкретное соотно-
шение значений работы буксования и критерия плавности переключе-
ния следует, исходя из дополнительных исследований, проводимых
для конкретного образца разрабатываемой АКП.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 2 53
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook