Рис. 3. Динамическая модель батанного механизма ткацкого станка СТБ-180ПН
Время и скорость движения батана (подбатанного вала, лопасти,
бруса батана и б¨ерда) зависят от профиля спаренных кулачков.
Во время прибоя уточной нити к опушке ткани зубья направля-
ющей гребенки благодаря коротким лопастям убираются из зева под
опушку ткани; в первоначальное положение зубья возвращаются при
движении батана назад. Когда зубья убираются из зева, через их щель
уточная нить выходит и остается в зеве, а затем прибивается к опушке
ткани.
Рассмотрим динамическую модель батанного механизма ткацкого
станка СТБ-180ПН, приведенную на рис. 3. Основой ее является глав-
ный вал станка, от которого приводятся в движение все его механизмы.
Вращение от двигателя с моментом
J
0
=
const передается на главный
вал через клиноременную передачу с передаточным отношением
П
0
и
жесткостью
c
1
и далее на шкив и крестовину фрикционной муфты с
жестко закрепленным с ней тормозным барабаном, имеющим момент
инерции
J
1
=
const.
Главный вал состоит из трех участков, имеющих жесткость на кру-
чение
c
2
, c
3
, c
4
и коэффициенты сопротивления
β
2
, β
3
, β
4
;
J
2
=
const —
момент инерции кулачкового вала первой батанной коробки;
J
3
=
const
— момент инерции кулачкового вала второй батанной коробки;
J
4
—
момент инерции механизмов уточно-боевой и приемной коробок и
каретки механизмов смены утка, приведенных к трехпазовому кулач-
ку;
J
5
, c
5
, β
5
— соответственно момент инерции батана, жесткость и
коэффициент сопротивления подбатанного вала;
ϕ
0
, ϕ
1
, ϕ
2
, ϕ
3
, ϕ
4
—
независимые обобщенные координаты, определяющие абсолютные
угловые перемещения вращающихся масс;
ϕ
5
=
Π
(
ϕ
2
)
,
ϕ
6
=
Π
(
ϕ
3
)
— функции положения батанного механизма;
М
D
— момент д вижу-
щихся сил электродвигателя;
M
пр
— момент сил прибоя на батане;
M
с
— момент сил сопротивления.
Данная динамическая модель описывается следующими уравне-
ниями (7):
66 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 2