Рис. 1. Расположение двигательной установки с воздушным винтом на верти-
кальном оперении
Используемые типы математических моделей.
С учетом изло-
женного в работе рассматриваются следующие типы моделей:
— полная нелинейная нестационарная модель движения ДПЛА при
полете в невозмущенной атмосфере;
— линеаризованная модель возмущенного движения ДПЛА в
окрестности опорного движения;
— стохастическая модель действующих в полете на ДПЛА возму-
щающих факторов;
— модель динамики модифицированных нечетких регуляторов
(МНР) в контуре управления полетом ДПЛА.
Схема рассматриваемого гипотетического ДПЛА приведена на
рис. 1.
Пространственное движение жесткого корпуса ДПЛА в невозму-
щенной атмосфере описывается известной системой дифференциаль-
ных уравнений 22-го порядка, адаптированной к принятой конструк-
тивной схеме аппарата за счет дополнительного введения в соответ-
ствующие уравнения реактивного момента и гироскопических момен-
тов от воздушного винта. Предполагается, что дальность полета до-
статочно мала, чтобы можно было пренебречь несферичностью и вра-
щением Земли.
Основные аэродинамические коэффициенты определены при ис-
пользовании известного пакета ПП ANSYS CFX на основе численного
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2013. № 3 59