Дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА) отно-
сятся к числу наиболее эффективных средств информационного обес-
печения решения как многих задач применения различных средств
вооружения в процессе ведения боевых действий, так и экологическо-
го мониторинга земной поверхности.
Будучи системами двойного назначения, они предназначены для
оперативного обследования больших площадей и протяженных участ-
ков земной и водной поверхности в целях выявления потенциально
опасных объектов, а также последствий природных и техногенных
катастроф.
В частности, применительно к Социалистической Республике
Вьетнам (СРВ) их широкое использование особенно актуально для
оперативного экологического мониторинга и охраны прибрежных
районов национального заповедника КАТ-БА СРВ. В качестве пред-
ставляющих интерес объектов обнаружения при этом могут рас-
сматриваться аномальные структуры участков земной поверхности
(изменение вида растительного покрова, выжженные и обгоревшие
площади поверхности, участки возгорания и задымления, разливные
нефтепродукты и др.), а также различные объекты на водной поверх-
ности (прежде всего суда браконьеров, средства спасения терпящих
бедствие на воде и т.д.).
Типовая структура ДПЛА включает в себя, как правило, борто-
вую систему управления полетом (БСУП), навигационную систему
(НС), бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ), запо-
минающее устройство, обзорно-информационную систему (ОИС), и
приемопередатчик, связанный по радиоканалу с наземной станцией
интерактивного управления.
Бортовая система управления полетом представляет собой взаим-
но сопряженные систему дистанционного управления полетом, авто-
пилот, систему программного траекторного движения, систему приво-
дов с рулевыми машинами и исполнительными органами (рулями) и
устройствами регулирования работы двигателя ДПЛА.
В качестве ОИС могут быть использованы радиолокационная стан-
ция, лазерный локатор, телевизионная и тепловизионная системы либо
их комбинации.
Каждая из перечисленных систем имеет свои достоинства и недо-
статки. Тем не менее обычно принято считать, что предпочтительным
является радиолокационный канал (РК) активного типа, использую-
щий фазоманипулированный зондирующий сигнал. Недостатком та-
кого типа систем являются увеличенные, например, по сравнению с
телевизионным каналом (ТВК) масса и габаритные размеры, а также
56 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2013. № 3