при спуске со значительной (до 5 м/с) вертикальной скоростью, в слу-
чае полностью задросселированного двигателя, что объясняется от-
сутствием тормозных щитков на данном типе ДПЛА.
Углы тангажа
ϑ
(
t
)
, крена
γ
(
t
)
и рыскания
ψ
(
t
)
после небольших
колебаний при изменении желаемых значений
V
y
быстро стабилизи-
руются (рис. 5).
Таким образом, результаты численного моделирования позволяют
сделать вывод о достижении поставленной цели и возможности повы-
шения эффективности полета ДПЛА в сложных метеорологических
условиях при реализации предложенного подхода.
При наличии ограниченной априорной неопределенности значений
статической продольной устойчивости аппарата в достаточно широких
пределах (практически от – 0,15 до 0) управление остается робастным.
Дооснащение инструкции по эксплуатации ДПЛА номограммами до-
пустимых условий полета на основе оценки усталостной повреждае-
мости позволит уменьшить расход аппаратов, обусловленный возник-
новением сложного силового нагружения при полете в неспокойной
атмосфере.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Лысенко Л.Н.
,
Шам Н.Ч.
Анализ путей интеллектуализации алгоритмического
обеспечения нечеткого управления движением дистанционно пилотируемых ле-
тательных аппаратов / Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение.
2012. № 1 (86). С. 3–16.
2.
Антонова А.О.
Оптимизация траектории полета самолета с учетом воздействия
атмосферной турбулентности и исследование влияния размеров самолета на
динамику полета в турбулентной атмосфере / Дисс. . . канд. техн. наук. К.: КИИ
ГА, 1983.
3.
Белоцерковский С.М.
,
Скрипач Б.К.
Aэродинамические производные летатель-
ного аппарата и крыла при дoзвуковых скоростях. M.: Haука, 1975.
4.
Лысенко Л.Н.
,
Кыонг Н.Д.
,
Чыонг Ф.В.
Моделирование движения дистанционно
пилотируемого летательного аппарата с модифицированным нечетким регуля-
тором в контуре управления полетом // Полет. М.: Машиностроение, 2013. № 2.
– C. 24–30.
REFERENCES
1.
Lysenko L.N.
,
Sham N.G.
Analysis of intellectualization ways for the algorithmic
support of fuzzy movement control of remotely piloted aircrafts.
Vestn. Mosk. Gos.
Tekh. Univ. im. N.E. Baumana, Mashinostr.
[Herald of the Bauman Moscow State
Tech. Univ., Mech. Eng.], 2012, vol. 86, no. 1, pp. 3–16 (in Russ).
2.
Antonova A.O.
Optimizatsiya traektorii poleta samoleta s uchetom vozdeystviya
atmosfernoy turbulentnosti i issledovanie vliyaniya razmerov samoleta na dinamiku
poleta v turbulentnoy atmosphere.
Diss. kand. tekhn. nauk
[Optimization of the
aircraft flight path taking into account the effect of atmospheric turbulence and study
of the effect of the aircraft size on flight dynamics in a turbulent atmosphere. Dr.
tech. sci. diss.], Kiev, Kiev Civ. Aviat. Inst. Publ., 1983.
3.
Belotserkovskiy S.M.
,
Skripach B.K.
Aerodinamicheskie proizvodnye letatel’nogo
apparata i kryla pri dozvukovykh skorostyakh [Aerodynamic derivatives of an aircraft
and a wing at subsonic speeds]. Moscow, Nauka Publ., 1975. 424 p.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2013. № 3 67