Формулировка задач и математическое моделирование движе-
ния.
С точки зрения целевого назначения ДПЛА критерием сохране-
ния эффективности его функционирования могла бы служить инте-
гральная характеристика в виде заданной вероятности селекции рас-
познаваемого объекта на окружающем фоне подстилающей поверхно-
сти. Однако указанная интегральная характеристика будет содержать
в подынтегральном выражении плотность вероятности распределения
признаков распознаваемых объектов, а решающее правило распозна-
вания потребует введения порогов исходя из заданной вероятности
ложной тревоги, непосредственно не связанных с параметрами воз-
действующей на движения ДПЛА возмущенной атмосферы. Именно
в установлении такой связи, хотя бы на уровне эвристических сообра-
жений, состоит сложность построения соответствующей методики.
Исходя из этих соображений, будем полагать, что селекция воз-
можна (при всех прочих равных условиях), по крайней мере, при вы-
полнении в процессе обнаружения и последующего сопровождения
селектируемого объекта трех следующих условий:
•
местоположение ДПЛА относительно базовой системы коорди-
нат либо, в крайнем случае, координаты возмущенного движения ап-
парата относительно номинальной траектории известны с заданной
точностью;
•
сохраняется возможность интерактивного управления движени-
ем ДПЛА относительно визируемого объекта;
•
ДПЛА не утерян в силу возникновения нештатной ситуации и
его разрушения, а его ОИС продолжает функционировать в рабочем
режиме.
Анализ выполнимости первого условия потребует моделирования
стохастического процесса полета ДПЛА в турбулентной атмосфере и
оценивания точности определения фазовых координат возмущенного
движения.
Установление возможности интерактивного управления аппаратом
в процессе визирования объекта эквивалентно выявлению сохранения
условия его управляемости по данным наблюдений углового движения
в процессе изменения относительного положения системы “ДПЛА–
объект наблюдения”.
Наконец, анализ условий сохранения работоспособности ДПЛА
при полете в атмосфере высокого уровня турбулентности сопряжен с
необходимостью исследования усталостной повреждаемости планера
ДПЛА и введения порога в виде предельного значения функциона-
ла усталостной повреждаемости, при превышении которого условия
полета считаются недопустимыми.
58 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2013. № 3