В жидкостных криогенных системах практически отсутствуют ста-
ционарные режимы работы, в которых параметры продукта остаются
неизменными, а процессы на переходных режимах отличаются слож-
ностью и многообразием форм. Возникающие при этом динамиче-
ские нагрузки имеют высокую интенсивность. В случае недостаточ-
ного первоначального прогрева жидкости в потоке появляется паровая
фаза компонента и ее параметры существенно изменяются, увеличи-
вая нагрузки на оборудование. Методы эффективного использования,
а также негативные и опасные факторы и явления, способные воз-
никнуть при эксплуатации криогенного оборудования на стартовых
комплексах, необходимо учитывать при создании и выборе режимов
его эксплуатации. Далее кратко приведем опыт эффективных реше-
ний перечисленных проблем при создании и эксплуатации криоген-
ных систем ракетно-космических комплексов для ракет серии “Союз”
на основных этапах их создания и развития.
Особенности создания и развития криогенных заправочных
систем на комплексах межконтинентальной ракеты Р-7 и ракет-
носителей, созданных на ее основе.
Для первых отечественных ра-
кетных комплексов баллистических ракет Р-1, Р-2, Р-5М, межконти-
нентальной ракеты Р-7 и ракет-носителей, созданных на ее основе и
обеспечивших выведение в космическое пространство первых беспи-
лотных и пилотируемых космических аппаратов, потребовалось со-
здание криогенных кислородных и азотных систем.
Как окислитель жидкий кислород был применен в ЖРД еще в
1930-е годы. Во время Второй мировой войны его использовали в не-
мецких боевых баллистических ракетах ФАУ-2. Сейчас жидкий кисло-
род как окислитель используется в большинстве ракет космического
назначения как у нас в стране, так и за рубежом.
До 1931 г. СССР не имел собственной машиностроительной ба-
зы для производства воздухоразделительных установок. Первая оте-
чественная установка для получения кислорода была разработана и
изготовлена в 1932 г. (С.Я. Герш, Н.А. Доллежаль, С.Н. Семихатов).
С 1933 г. началось строительство кислородно-азотных добывающих
заводов. Основополагающие работы по созданию воздухоразделитель-
ных установок были выполнены в институте физических проблем
АН СССР под руководством академика П.Л. Капицы. В 1942 г. создан
“Главкислород” во главе с П.Л. Капицей. В 1943–46 гг. организова-
ны научно-исследовательский институт кислородного машинострое-
ния (НИИКимаш) и специализированные заводы.
Развитие техники низких температур требовало совершенствова-
ния подготовки специалистов криогенной техники учебными заведе-
ниями страны, в том числе и МВТУ им. Н.Э. Баумана, где появились
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 2 9