Previous Page  3 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 21 Next Page
Page Background

В жидкостных криогенных системах практически отсутствуют ста-

ционарные режимы работы, в которых параметры продукта остаются

неизменными, а процессы на переходных режимах отличаются слож-

ностью и многообразием форм. Возникающие при этом динамиче-

ские нагрузки имеют высокую интенсивность. В случае недостаточ-

ного первоначального прогрева жидкости в потоке появляется паровая

фаза компонента и ее параметры существенно изменяются, увеличи-

вая нагрузки на оборудование. Методы эффективного использования,

а также негативные и опасные факторы и явления, способные воз-

никнуть при эксплуатации криогенного оборудования на стартовых

комплексах, необходимо учитывать при создании и выборе режимов

его эксплуатации. Далее кратко приведем опыт эффективных реше-

ний перечисленных проблем при создании и эксплуатации криоген-

ных систем ракетно-космических комплексов для ракет серии “Союз”

на основных этапах их создания и развития.

Особенности создания и развития криогенных заправочных

систем на комплексах межконтинентальной ракеты Р-7 и ракет-

носителей, созданных на ее основе.

Для первых отечественных ра-

кетных комплексов баллистических ракет Р-1, Р-2, Р-5М, межконти-

нентальной ракеты Р-7 и ракет-носителей, созданных на ее основе и

обеспечивших выведение в космическое пространство первых беспи-

лотных и пилотируемых космических аппаратов, потребовалось со-

здание криогенных кислородных и азотных систем.

Как окислитель жидкий кислород был применен в ЖРД еще в

1930-е годы. Во время Второй мировой войны его использовали в не-

мецких боевых баллистических ракетах ФАУ-2. Сейчас жидкий кисло-

род как окислитель используется в большинстве ракет космического

назначения как у нас в стране, так и за рубежом.

До 1931 г. СССР не имел собственной машиностроительной ба-

зы для производства воздухоразделительных установок. Первая оте-

чественная установка для получения кислорода была разработана и

изготовлена в 1932 г. (С.Я. Герш, Н.А. Доллежаль, С.Н. Семихатов).

С 1933 г. началось строительство кислородно-азотных добывающих

заводов. Основополагающие работы по созданию воздухоразделитель-

ных установок были выполнены в институте физических проблем

АН СССР под руководством академика П.Л. Капицы. В 1942 г. создан

“Главкислород” во главе с П.Л. Капицей. В 1943–46 гг. организова-

ны научно-исследовательский институт кислородного машинострое-

ния (НИИКимаш) и специализированные заводы.

Развитие техники низких температур требовало совершенствова-

ния подготовки специалистов криогенной техники учебными заведе-

ниями страны, в том числе и МВТУ им. Н.Э. Баумана, где появились

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 2 9