Рис. 4. Зависимость вихревого числа в
горизонтальной плоскости
D
n
от номера
итерации (итерация № 3500 соответству-
ет окончанию расчета)
итеративной. Изменение ви-
хревого числа в горизонталь-
ной плоскости (перпендикуляр-
но оси цилиндра)
D
n
, равно-
го отношению частот вращения
воздушного вихря и коленчатого
вала двигателя на заданном ре-
жиме работы, в зависимости от
номера итерации приведено на
рис. 4.
Следует отметить, что от-
рицательное значение вихревого
числа показывает, что вращение
происходит в обратном напра-
влении, принятом в качестве по-
ложительного при определении
D
n
. Из результатов расчетов следует,
что базовая форма каналов обеспечивает умеренную закрутку свежего
заряда в цилиндре (
D
n
≈
1
). Оптимальная интенсивность вихревого
движения заряда в дизелях определяется прежде всего в зависимости
от давления впрыскивания и числа факелов впрыскиваемого топлива.
При этом необходимо избежать нежелательного эффекта чрезмерной
закрутки потока, приводящего к ухудшению процессов смесеобразо-
вания и сгорания [1, 10]. Аналогичное ограничение следует иметь в
виду и в случае бензиновых двигателей с непосредственным впрыс-
киванием, в которых, в отличие от двигателей с внешним смесеобра-
зованием [8, 9, 11], также существует ограничение по интенсивности
вихря. В рассматриваемом случае для среднеоборотного дизеля было
установлено, что интенсификация вихревого движения может приве-
сти к существенному росту эффективных показателей двигателя, что
требует обеспечения высокого (по сравнению с базовым двигателем)
уровня закрутки потока на впуске.
Повышение вихревого числа может быть обеспечено различными
вариантами модификации существующих каналов, часть из которых
может быть осуществлена с минимальными изменениями исходной
геометрии крышки цилиндра, что актуально с точки зрения снижения
затрат на ее изготовление, часть реализуется при значительном изме-
нении конструкции (например, замена дальнего от впускного сечения
канала на вихревой). Однако второй вариант, хотя и улучшает усло-
вия для поступления воздуха в цилиндр двигателя, но конструктивно
оказывается гораздо сложнее. Кроме того, сужение сечения канала в
горизонтальном направлении при его повороте вокруг оси клапана
приводит к необходимости увеличения размера канала по вертикаль-
ной оси (для сохранения проходного сечения), а следовательно, габа-
ритных размеров крышки в целом. К тому же растут потери на поворот
потока при впуске.
66 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 6