в цилиндре поршневого двигателя. В общем случае верификация про-
водится путем сравнения расчетных результатов с экспериментальны-
ми данными, в случае отсутствия таковых допустимо использование
данных, полученных из нульмерного моделирования с применением
апробированных математических моделей.
Верификация математической модели осуществлялась на основа-
нии экспериментальных данных. При верификации проводилось срав-
нение индикаторных диаграмм и зависимостей осредненных по объ-
ему камеры сгорания температур от угла п.к.в. (рис. 7, 8), показавшее
удовлетворительное согласование расчетных данных, особенно зави-
симостей давления от угла п.к.в. (в этом случае погрешность по зна-
чению максимального давления
p
z
не превышает 1,6%, а по углу его
достижения — менее 1%). При этом наибольшие значения температур
различаются менее чем на 3% (см. рис. 8).
Сравнение индикаторных диаграмм исследуемого двигателя при
различных значениях закрутки заряда на впуске приведено на рис. 9.
Некоторое повышение максимальных давлений цикла происходит с
ростом интенсивности вихревого движения заряда в цилиндре, что
Рис. 7. Сравнение расчетной и экспериментальной индикаторных диаграмм
исследуемого двигателя (степень сжатия
ε
= 15
,
5
; 720
◦
п.к.в. соответствуют
ВМТ)
Рис. 8. Сравнение осредненных по объему КС температур рабочего тела
исследуемого двигателя (степень сжатия
ε
= 15
,
5
; 720
◦
п.к.в. соответствуют
ВМТ)
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 6 69