ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ И ТРАНСПОРТНОЕ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
УДК 629.3.017.3
В. А. Г о р е л о в, Г. О. К о т и е в,
С. Л. Т р о п и н
“ВЕЕРНЫЙ” ЗАКОН ДЛЯ ВСЕКОЛЕСНОГО
РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ МНОГООСНЫХ
КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Обоснована актуальность использования систем всеколесного ру-
левого управления для многоосной колесной транспортной техни-
ки, описаны состояние проблемы и перспективные направления ис-
следований. Представлен анализ эффективности известных зако-
нов всеколесного рулевого управления по результатам численного
моделирования динамики колесной машины. Приведен новый закон
всеколесного рулевого управления — “веерный” закон и некоторые
результаты теоретических исследований, доказывающие эффек-
тивность закона при реализации в системах всеколесного рулевого
управления многоосных колесных комплексов. Намечены направле-
ния дальнейших исследований.
E-mail:
;
Ключевые слова
:
закон управления, поворот, управляемость, устойчи-
вость, математическая модель, имитационное моделирование, колесная
машина, кривизна траектории.
Увеличение габаритных размеров и числа осей колесных транс-
портных средств приводит к снижению их маневренных свойств, что
напрямую связано с выбором схемы рулевого управления (РУ). На се-
годняшний день насовременных многоосных шасси применяются в
основном схемы РУ, в которых управляемыми являются колеса перед-
них осей, причем тенденция такова, что с увеличением общего числа
осей возрастает число передних осей, имеющих управляемые колеса
[1].
Существенным недостатком таких схем применительно к много-
осной колесной технике являются повышенные затраты энергии при
движении по криволинейным траекториям. Связано это с тем, что за
счет неуправляемых колес задних осей создается большее сопротивле-
ние повороту шасси.
Одним из направлений решения проблемы улучшения маневрен-
ности многоосной колесной техники является применение в качестве
управляемых, наряду с передними, еще и задних колес. Преимущества
схем РУ с управляемыми колесами передних и задних осей по сравне-
нию с традиционными схемами в отношении маневренности общеиз-
102 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012. № 2