тельной скорости (полученные периоды колебаний для
v
отн
= 0
,
03
и
0,02. . . 2 с и более).
Также были выполнены расчеты с масштабированием расчетных
моделей по описанной ранее методике, которые показали, что для
течения данного типа нарушается автомодельность по осредненным
по времени значениям температуры и скорости, наблюдающаяся при
струйном характере течения, и имеется зависимость размера ЗП от
абсолютных размеров узла. Можно отметить, что при понижении ло-
кальных скоростей и переходе в части ЗП к смешанной конвекции
невозможно одновременное сохранение значений определяющего кри-
терия подобия для смешанной конвекции (число Фруда Fr
=
v
2
/gd
) и
принятого на основании ранее приведенных результатов критерия по-
добия нестационарного процесса, при котором сохраняется значение
числа Струхаля. Соответственно, для течения данного типа масшта-
бирование расчетных моделей в целом неприменимо даже для опре-
деления осредненных по времени параметров.
Заключение.
Проведены вариантные расчеты по настройке рас-
четной модели ТСТ. Даны рекомендации по выбору основных пара-
метров расчетной модели — разрешения расчетной сетки, субсеточной
модели и шага по времени.
Исследована возможность использования масштабирования по гео-
метрическим и режимным параметрам в целях снижения аппаратных
требований и затрат машинного времени. Показана возможность ис-
пользования геометрически уменьшенных расчетных сеток для опре-
деления значений осредненных по времени температуры и скорости
для рассмотренного в МСЗ струйного режима смешения в ТСТ при
сохранении равенства модельного и натурного числа Струхаля.
Выполнены вариантные расчеты течений в ТСТ с расположением
зоны перемешивания в боковом трубопроводе. В ходе расчетов пока-
зана возможность существования низкочастотных колебаний темпера-
туры жидкости. Для течения данного типа расчет должен проводиться
на натурных режимных и геометрических параметрах.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Курносов М.М.
,
Стребнев Н.А.
Вариант предтестового расчета международной
задачи по верификации CFD–кодов на экспериментальных результатах, полу-
ченных на модели тройникового соединения трубопроводов // Сб. ВАНТ. Сер.
“Обеспечение безопасности АЭС”. 2012. Вып. 32. С. 5–17.
2.
Курносов М.М.
Верификация расчетной модели для определения локальных
параметров и тройниковых соединений трубопроводов // Тяжелое машиностро-
ение. 2013. № 10. С. 37–40.
3.
Mahaffy J.
Synthesis of Results for the Tee-Junction Benchmark. Proc. of CFD4NRS-
3, Washington D.C., USA, 2010.
4.
Smith B.
,
Mahaffy J.
,
Angele K.
,
Westin J.
Report of the OECD/NEA–Vattenfall T–
Junction Benchmark Exercise, OECD/NEA, Technical report, NEA/CSNI/R (2011)
5, 2011.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 2 41