Рис. 6. Безразмерная температура и скорость
U
при масштабировании расчет-
ных моделей:
а
—
Т
ср
, 10 точек;
б
—
U
, 10 точек;
в
—
Т
ср
, образующая
180
◦
(МСЗ);
г
—
Т
ско
,
образующая
270
◦
(МСЗ);
д
—
U
, горизонтальная ось,
х
= 1
,
6
D
(МСЗ);
е
—
U
,
вертикальная ось,
х
= 2
,
6
D
(МСЗ);
а, б
– RANS: масштаб 1 : 1 (
А
,
В
,
С
) и 1 : 2
(
D,
Е
); скорость 1 : 1 (
А
, D
), 1 : 2 (
В
,
Е
) и 1 : 4 (
С
);
в
—
е
— LES, Sh = const:
А
—
эксперимент;
В
— масштаб 1 : 1;
С
— масштаб 1 : 2;
D
— масштаб 1,5 : 1
на входах в ТСТ. Данное предположение подтверждается результата-
ми многочисленных расчетов по разным моделям типа RANS. Разли-
чие результатов расчетов осредненных параметров по (
k
−
ε
)-модели
(рис. 6,
а
и
б
) в масштабе
1 : 1
для скоростей на входах в ТСТ, рав-
ных 1, 0,5 и 0,25 от исходных, и в масштабе
1 : 2
для скоростей,
равных 1 и 0,5 от исходных, составляет по безразмерной температуре
2. . . 4% (для скорости 0,25 от исходной — до 8%), по осевой скорости
— не более 4% (скорость пересчитана для исходных размера расчетной
модели и значения скорости). Для оценки результатов расчета исполь-
зовали 10 случайным образом выбранных точек, расположенных как
в пристеночном слое, так и в центральной части ЗП.
В отличие от расчетов по модели типа RANS расчеты по моделям
типа LES показывают выраженную зависимость как осредненной по
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 2 37