ния) может составить около 0,05, что указывает на то, что выборки
практически некоррелированы.
Таким образом, может быть выполнена только качественная оценка
степени соответствия АЧХ как при экспериментальных исследованиях
и численном моделировании в целом, так и при масштабировании рас-
четных моделей. Качественное сходство АЧХ при масштабировании во
многих случаях наблюдается. Тем не менее, этот вопрос должен ре-
шаться с учетом консервативного подхода к расчетному обоснованию
оборудования, при котором к большим тепловым нагрузкам приводят
колебания температуры с более низкой частотой. Вопрос о необхо-
димой степени консерватизма достаточно сложен, однако необходимо
учитывать, что в настоящее время расчеты по термопульсации, как
правило, не проводятся. Представляется, что вопрос о снижении кон-
серватизма в любом случае может подниматься только после получе-
ния отрицательных результатов при обосновании прочности.
Течения в ТСТ с большими периодами колебаний температу-
ры.
Экспериментальные данные показывают, что период колебаний
температуры в условиях МСЗ составляет не более 0,3. . . 0,5 с и коле-
бания температуры жидкости не могут проникнуть в металл на суще-
ственную глубину. Это, однако, не означает безопасности таких коле-
баний для конструкции. Экспериментальным подтверждением опас-
ности колебаний температуры, хотя и полученным в отличающихся
условиях, можно считать результаты работы [16]: после испытаний
суммарной длительностью всего 81 ч в металле исследуемого образца
средствами УЗ-контроля были обнаружены индикации, свидетельству-
ющие об образовании дефектов. При этом можно отметить качествен-
ное сходство частотных характеристик, приведенных в [16] графиков
изменения температуры воды с экспериментом МСЗ.
Характерное время температурных пульсаций связано с размером
и скоростью движения крупных турбулентных образований. Одним из
вариантов, при котором произойдет увеличение периода колебаний,
будет снижение скоростей движения теплоносителя (например, при-
менительно к ГЦТ РУ ВВЭР — при переходе на естественную цирку-
ляцию). Наряду с абсолютными значениями скоростей существенным
является также соотношение скоростей в боковом и основном (пря-
мом) трубопроводах (относительная скорость)
v
отн
, определяющая [14]
характер течения и расположение ЗП (см. рис. 1). Возможным вари-
антом течений с большими периодами колебаний являются течения
с малой относительной скоростью, при которых ЗП располагается в
боковом трубопроводе (см. рис. 1,
б
). В РУ с ВВЭР данный вариант мо-
жет реализовываться в узлах врезок трубопроводов различных систем
в ГЦТ при подаче через эти трубопроводы с малыми расходами.
Согласно экспериментальным данным [14], ЗП перемещается в бо-
ковой трубопровод при снижении относительной скорости менее 0,05.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 2 39