МЕХАНИКА
УДК 621.833
ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГИБКОГО
КОЛЕСА ВОЛНОВОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
С.Е. Люминарский
1
,
И.Е. Люминарский
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация
e-mail:
2
ФГБОУ ВПО “МГИУ”, Москва, Российская Федерация
e-mail:
Работа волновых зубчатых передач во многом лимитируется усталостной
прочностью гибкого колеса. Как показывают различные экспериментальные
исследования, усталостная трещина зарождается в зубчатом венце на сты-
ке переходной поверхности с поверхностью впадин. Увеличение нагрузочной
способности волновых передач требует создания уточненной методики рас-
чета напряжений в зубчатом венце и на ее основе выработки рекомендаций
по выбору основных параметров передачи. Предложенные в литературе ма-
тематические модели учитывают пространственный характер деформации и
взаимодействия элементов передачи. Использование таких моделей позволяет
уточнить влияние различных параметров волновой передачи на напряжения в
гибком колесе, получить распределение напряжений по ширине зубчатого вен-
ца. Приведены результаты расчетных исследований напряжений в зубчатом
венце гибкого колеса волновой зубчатой передачи с кулачковым генератором
волн и диаметром гибкого колеса
d
= 160
мм. Для уменьшения напряжений в
гибком колесе предложено на наружной поверхности гибкого подшипника де-
лать углубление в несколько десятков микрометров. Для волновой передачи с
предложенным гибким подшипником рассмотрено влияние ширины впадины,
формы кулачка, радиуса кривизны переходной кривой, длины оболочки и других
параметров на напряжения в гибком колесе. Полученные зависимости расши-
ряют знания о влиянии параметров волновой передачи на напряжения в гибком
колесе.
Ключевые слова
:
волновая передача, гибкое колесо, кулачок, напряжения.
RESEARCH OF TENSION OF FLEXIBLE GEAR WHEEL
OF HARMONIC DRIVE
S.E. Lyuminarskiy
1
,
I.E. Lyuminarskiy
2
1
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation
e-mail:
2
FGBOU VPO “MGIU”, Moscow, Russian Federation
e-mail:
In many respects Harmonic drives running is limited by the fatigue durability of
flexible gear wheel. As various pilot studies show, the fatigue crack arises in a gear
wreath on a joint of a transitional surface with a surface of hollows. The increase in
load ability of Harmonic drives demands creation of the specified calculation method
of tension in a gear wreath and on its basis of development of recommendations for
the choice of key parameters of transfer. Offered in references mathematical model
20 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 6