Выбор антирисковых программ для уменьшения потерь в цепях поставок - page 4

информативности подсистем сложных цепей поставок мы используем
информационную энтропию Шеннона.
После решения задачи упрощения структуры модели цепи поста-
вок предлагается исследовать модель выбора оптимального набора
предотвращающих риск стратегических программ с учетом информа-
тивности, определенной для каждой подсистемы цепи, а также стои-
мости и экономического воздействия каждой программы при заданном
ограничении бюджета. Стратегии определяются выявленными часто-
тами проявления факторов риска и соответствующими экономически-
ми потерями.
Структура статьи отражает два указанных этапа. Сначала рассма-
тривается проблема идентификации наиболее информативных компо-
нентов и сокращения размера модели цепи поставок. В качестве ин-
струмента, позволяющего оценивать знания о рисках, используется
информационная энтропия Шеннона. Далее приведена модель выбо-
ра портфеля антирисковых стратегических мероприятий как блочная
задача математического программирования рюкзачного типа с неточ-
ными данными. Предложен двухэтапный алгоритм, включающий ре-
дукцию переменных на основании априорной быстрой фиксации зна-
чений некоторых переменных и определение оптимальных значений
оставшихся переменных с применением динамического программиро-
вания.
Модель структуры цепи поставок.
Как правило, цепь поставок
имеет многоуровневую иерархическую структуру и состоит из боль-
шого числа подсистем. Графическое представление цепи поставок и
ее подсистем можно выполнить с различной степенью детализации.
Цепь поставок может быть представлена в виде графа многоуров-
невой иерархической структуры, имеющего один или несколько роди-
тельских узлов. На рис. 1 показана цепь поставок, в которой имеется
одна центральная (фокальная) компания, имеющая поставщиков не-
скольких уровней и дистрибьюторов, поставляющих продукцию по-
требителям. Классический пример подобной структуры — цепь поста-
вок в автомобильной промышленности. Здесь фокальным (или
роди-
тельским
) узлом является автопроизводитель.
Современный автомобиль состоит приблизительно из 15 000 узлов
и частей [6]. Поставщики автопроизводителя и дилеры могут быть
разделены на несколько уровней. Автопроизводитель разрабатывает и
производит только некоторые из этих 15 000 узлов и частей, осталь-
ные получает от поставщиков первого уровня. Как показано на рис. 1,
в этой схеме автомобильной цепи поставок автопроизводитель — это
центральный узел, его поставщики составляют “левое крыло” цепи,
дилеры и потребители составляют “правое крыло” цепи. Для упроще-
ния в схему не включены логистические предприятия.
122 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 3
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,...17
Powered by FlippingBook