называемый
протоколом риска
, предоставляет информацию о неже-
лательных событиях, их причинах и сопутствующих экономических
потерях [1, 5]. Статистика, накопленная в протоколах риска, помогает
количественно оценить вклад каждого фактора риска в общий объем
и используется для прогноза экономического выигрыша за счет реа-
лизации антирисковых программ.
Драйвер риска
или
фактор риска
— это причина нежелательно-
го события в цепи поставок. Исходя из практических потребностей
цепей поставок, будем разделять факторы риска в компонентах (уз-
лах) цепи поставок на внутренние и внешние. Внутренними являются
те факторы риска, которые обусловлены или порождаются деятель-
ностью самого узла цепи поставок, а к внешним относятся факторы
риска, источники возникновения которых кроются во внешней по от-
ношению к рассматриваемому узлу среде. К внутренним относятся
технологические риски (аварии оборудования, нарушения техноло-
гии, сбои в энергоснабжении, аварии складских мощностей и др.),
организационные (например, ошибка при планировании выполнения
заказа, изменения в структуре цепи поставок) и информационные (по-
теря информации во внутренней сети, отказ сервера, сбой программы
обработки информации). Проявлением внешних факторов рисков, т.е.
связанных с поставщиками нижеследующего уровня, может быть от-
сутствие поставок из дочерних узлов или их низкое качество, а также
недостаток поставок из дочерних узлов.
Видовое разнообразие рисков, факторов риска и способов их выра-
жения велико. Чтобы определить действия, направленные на уменьше-
ние уровня риска в цепи поставок, необходимо получить и обработать
данные об отказах и сбоях, их причинах и экономических последстви-
ях, местах и частоте возникновения. Однако объем этих данных мо-
жет быть огромным, учитывая большое число узлов цепи, количество
которых достигает сотен и тысяч. Кроме того, бюджет для стратегиче-
ских программ, направленных на сокращение уровня рисков, ограни-
чен. Поэтому анализ рисков всех компонентов цепи поставок или их
большинства становится невозможным и нецелесообразным. Необхо-
димо "сжать" огромный объем информации о рисках в цепи поставок,
чтобы идентифицировать только те из ее компонентов, которые явля-
ются главными причинами экономических потерь и, следовательно,
главными целями программ, нацеленных на сокращение рисков. По-
этому на первом этапе мы рассматриваем проблему идентификации
самых информативных компонентов цепи с точки зрения количества
информации о рисках и соответствующих потерях и предлагаем про-
цедуру, которая позволяет сократить размерность структуры модели
цепи поставок без потери информативности данных о сбоях и отка-
зах, их причинах и экономических последствиях [5]. Для измерения
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2014. № 3 121