дует заметить, что такойуровень ошибок обычно уверенно обеспечи-
вается при навигации СИСЗ после проведения калибровки двигателей
коррекции [1].
Регуляризация процедуры обработки результатов измерений.
Уменьшение влияния рассмотренных источников погрешностейдо
уровней, соответствующих остаточным невязкам в измерениях даль-
ности порядка нескольких дециметров, является необходимой, но
недостаточноймерой. Повышение надежности навигации в рассма-
триваемом варианте требует применения дополнительнойрегуляри-
зирующейпроцедуры. Поскольку в данном случае можно выполнять
независимое уточнение внутри- и внеплоскостных элементов орбиты
без существенных потерь точности, то в качестве такойпроцедуры
рассматривалось применение метода подбора решения некорректной
задачи [4, 7], предполагающего выполнение серии решенийпри раз-
личных значениях искомых параметров и выбор из них наилучшего с
использованием стабилизирующего функционала. Могут применять-
ся различные виды таких функционалов: эвклидова норма вектора
решения, значение определителя или следа ковариационнойматри-
цы ошибок определяемых параметров и пр. Исследования показали,
что в условиях неопределенности относительно погрешностеймоде-
лейи исходнойинформации наиболее высокую точность позволяет
получить применение фукционала метода кросс-проверки [1, 8]. Он
формируется разделением выборки полученных ИТНП на две ча-
сти, одна из которых используется для решения задачи, а по второй
выполняется контроль качества такого решения.
Пусть
{
R
j
}
j
=1
,
2
,...,M
— совокупность всех поступивших измерений
дальности;
{
Rt
j
}
j
=1
,
2
,...,L
— совокупность измеренийдальности обу-
чаемойвыборки;
{
Rk
j
}
j
=1
,
2
,...,N
— совокупность измеренийдально-
сти контрольнойвыборки;
M
=
L
+
N
;
f
1
,
f
2
— исходные значения
внеплоскостных элементов орбиты спутника;
l
1
, l
2
, l
3
, l
4
— уточненные
значения внутриплоскостных элементов орбиты, полученные стати-
стическойобработкойизмеренийдальности из обучаемойвыборки
при фиксированных значениях
f
1
, f
2
;
{
R
n
k
j
(
f
1
, f
2
)
}
j
=1
,
2
,...,N
— пред-
сказанные (расчетные) значения измеренийдальности из контрольной
выборки, полученные при уточненных значениях внутриплоскостных
параметров
l
1
, l
2
, l
3
, l
4
и выбранных значениях внеплоскостных пара-
метров
f
1
,
f
2
;
p
j
— весовойкоэффициент
j
-го измерения (для равно-
точных измеренийвсе
p
j
= 1
).
Тогда функционал метода кросс-проверки имеет вид
P
(
f
1
, f
2
) =
N
j
=1
(
Rk
j
−
R
п
k
j
(
f
1
, f
2
))
2
·
p
j
N
j
=1
p
j
.
Исследования показывают, что одним из предпочтительных вари-
антов разделения всейвыборки измеренийявляется отнесение к обу-
чаемойвыборке всех сеансов измерений, проведенных в первые сут-
ки, а к контрольной— в последующие сутки интервала проведения
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 3 91