Рис. 3. Изменение ошибки нави-
гации по широте при изменении
интервала между сеансами из-
мерения дальности
с переменным значением коэффициен-
та
χ
var
, зависящим от изменения рас-
стояния от спутника до Солнца, высоты
Солнца над плоскостью орбиты, затме-
нийСолнца и Луны, а также различия
отражательных характеристик различ-
ных элементов конструкции спутника,
изменения плоскости поперечного се-
чения корпуса КА по отношению к на-
правлению на Солнце.
Последнийфактор наиболее сложен
для учета, поскольку он зависит от фор-
мы спутника, его программных разворотов (например, при осуще-
ствлении маневров), способов изменения ориентации и взаимных за-
тменийэлементов конструкции, солнечных батарей, антенн и пр. Од-
нако этот фактор оказывает и наибольшее влияние на точность на-
вигации в однопунктовом варианте по одним дальностям, позволяя,
например, в несколько раз снизить уровень остаточных невязок изме-
рений, как это показано на рис. 4 в примере реализации однопункто-
вого способа навигации спутника KAZSAT-1.
Следует отметить, что использование модели с переменным значе-
нием коэффициента светового давления
χ
var
позволяет отказаться от
его уточнения, что дополнительно способствует регуляризации про-
цедуры обработки измерений.
Проведенные исследования позволили также установить, что при
наличии на интервале проведения измеренийвключенийдвигателя
коррекции, соответствующие компоненты вектора силы тяги должны
учитываться в модели движения спутника. Для того чтобы невязки
измеренийне возросли заметно по отношению к варианту обработки
при отсутствии включенийнеобходимо, чтобы ошибки моделирования
влияния силы тяги не превышали 10% номинального значения. Сле-
Рис. 4. Поведение невязок измерений дальности
Δ
R
для различных моделей
учета влияния силы давления солнечной радиации (спутник KAZSAT-1, стан-
ция “Акколь”, цикл измерений 16–18 сентября 2006 г.)
90 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 3