ем классического однопунктового варианта с использованием угловых
измерений(вариант 3, см. таблицу).
Выводы и рекомендации.
Выполненные исследования позволили
разработать усовершенствованныйоднопунктовыйспособ навигации
геостационарного спутника [10]. Основные преимущества разработан-
ного способа навигации состоят в следующем:
— значительно уменьшается уровень требованийк антеннойсисте-
ме измерительнойстанции из-за отказа от необходимости проведения
измерения углов линии визирования на обслуживаемыйгеостационар-
ныйспутник с достаточно высокойточностью в любых возможных
климатических и погодных условиях;
— отпадает необходимость в проведении регулярнойюстировки
угломерных каналов используемойантеннойсистемы;
— разрешается ряд алгоритмических проблем, связанных с со-
вместнойобработкойдальномерных и угловых измерений(коррект-
ныйвыбор весов измерений), с необходимостью компенсации влияния
систематических погрешностейугловых измеренийи пр.;
— разработанныйподход органически сочетается с существующи-
ми тенденциями в управлении полетом геостационарных спутников,
предполагающими, к примеру, все более интенсивное использование
возможностейсвязного канала для передачи и приема различнойтех-
ническойинформации, включая и данные измеренийИТНП [1].
Недостатки и ограничения разработанного однопунктового спосо-
ба навигации состоят в следующем:
— достаточно важнойявляется необходимость соблюдения при-
веденных требованийк структуре интервала проведения измерений
дальности и к точности этих измерений, поэтому для повышения на-
дежности навигации целесообразно (когда это возможно) обеспечи-
вать более частое проведение сеансов и б´oльшую их длительность;
— важным является выполнение качественнойотбраковки аномаль-
ных результатов измеренийдальности, для чего целесообразно при-
менять описанную, например, в работе [1] процедуру;
— при возрастании ошибок модели движения на интервале про-
ведения измерений(аномальная работа двигателейпри выполнении
маневров, повышенное влияние немоделируемых ускоренийи пр.),
когда уровень этих ошибок превышает 10 % номинальных значений,
характеристики точности навигации могут ухудшаться, поэтому не-
обходимо осуществлять контроль и периодическую калибровку тяг
двигателей, например, по величинам реализуемых в результате вы-
полнения маневра кинетических моментов.
Указанные ограничения должны непременно учитываться при
практическойреализации разработанного способа навигации СИСЗ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. С о в р е м е н н ы е технологии навигации геостационарных спутников /
Ю.М. Урличич и др. / – М.: Физматлит, 2006.
94 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 3