Таблица 2
Сравнение расчетных и экспериментальных значений силы вытяжки по
внутренней поверхности заготовок из свинца С00 (
R
= 20
мм,
r
= 15
мм,
α
= 15
◦
,
σ
s
= 20
МПа)
r
0
, мм
μ
=
μ
1
σ
с
Р
, кН
Р
э
, кН
δ
, %
12
0,1
0,800
8,80
8,5
3,4
13
0,1
0,616
6,77
6,5
4,0
14
0,1
0,403
4,44
4,2
5,3
12
0,3
1,010
11,10
11,5
3,6
13
0,3
0,766
8,43
8,0
5,0
14
0,3
0,485
5,33
5,1
4,3
Таблица 3
Сравнение расчетных и экспериментальных значений силы вытяжки по
внутренней поверхности заготовок из алюминиевого сплава АВ
(
μ
=
μ
1
= 0
,
1
,
R
= 20
мм,
r
= 15
мм,
α
= 15
◦
)
r
0
, мм
σ
с
e
i
σ
s
к
, МПа
σ
s
, МПа
Р
, кН
Р
э
, кН
δ
, %
10
1,107 0,623
262
201
122,27 119
2,7
12
0,800 0,439
244
192
84,45
81
4,1
13
0,616 0,321
231
185
62,76
60
4,4
14
0,403 0,177
211
176
38,94
37
5,0
(16) вычисляем накопленную деформацию
e
i
= 0
,
623
. По аппрокси-
мации кривой упрочнения алюминиевого сплава АВ [5]
σ
s
= 349
−
163
e
−
e
i
−
46
e
−
20
e
i
МПа
находим
σ
s
к
= 262
МПа. При
e
i
= 0
получаем
σ
s
0
= 140
МПа и по
формуле (15) находим среднее напряжение текучести
σ
s
= 201
МПа.
Вычисляем отношение
σ
s
к
/σ
s
= 1
,
303
и, учитывая выполнение усло-
вия (19), делаем вывод, что разрыва стенки в процессе вытяжки не
произойдет. По формуле (17) находим силу вытяжки
Р
= 122
,
27
кН.
Сравнивая с экспериментальным значением, определяем расхождение:
δ
= 2
,
7
%. Далее находим, что правая часть неравенства (20) равна
9,7 мм. Поскольку это значение меньше
H
ф
= 10
мм, делаем вывод,
что отрыва фланца также не произойдет.
Из заготовок, выполненных из алюминиевого сплава АВ и сма-
занных животным жиром, в соответствии со схемами на рис. 2 были
получены опытные изделия (рис. 8). Опытная штамповка подтвердила
высокую эффективность вытяжки по внутренней поверхности.
Применительно к реновации был проделан следующий опыт. То-
чением из стали 15Х была получена ступенчатая втулка, форма кото-
рой показана на рис. 9. Допустим, что ответственными поверхностями
втулки являются боковые наружные поверхности, которые износились
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 2 97