ракетах на жидком топливе. Когда вы будете слушать специальную
часть курса, то познакомитесь со многими вопросами, поставленными
в трудах Циолковского, его последователей и учеников. Уже им было
ясно, что о больших дальностях не может быть и речи с применением
порохового двигателя.
Период времени до 30-х годов изобилует громадным количеством
предложений, изобретений, фантастических статей, опубликованных
в Западной Европе и отчасти в Америке. Я не буду останавливаться
на этих предложениях, поскольку они не были осуществлены, я буду
говорить дальше только о позициях реальных и материальных, о том,
что было построено и испытано.
В 1927–1928 годах русские ученые — инженеры Н.И. Тихомиров,
умерший в 1930 г., и В.А. Артемьев, ныне здравствующий, начали в
Ленинграде в Газодинамической лаборатории (ГДЛ) работу над ракет-
ными снарядами на бездымном порохе. В 1929–1932 гг. в лаборатории
в Ленинграде они продолжали вести эту работу, причем в ней тогда
участвовал Б.С. Петропавловский, умерший в 1933 г., с его именем
связаны все остальные работы по пороховым реактивным снарядам и
расширение тематики работ ГДЛ.
Основной задачей в тот период времени было создание жидкост-
ных ракетных двигателей (ЖРД). Сейчас можно сказать, что первый
такой двигатель в СССР был изготовлен по проекту и под руковод-
ством В.П. Глушко, работа над которым началась в ГДЛ 15 мая 1929 го-
да. Это был маленький двигатель. В начале 1930 г. были проведены его
испытания на азотной кислоте и керосине. Давление в камере сгорания
было 5–6 атмосфер, критическое сечение сопла 20 мм.
Одновременно с 1931 г. в Москве работала Группа изучения ре-
активного движения — ГИРД, объединявшая советских инженеров.
В частности, там работал Ф.А. Цандер, ученик и последователь
К.Э. Циолковского.
Работа в ГИРДе шла по нескольким направлениям. Бригада, ко-
торой руководил Ф.А. Цандер, работала над созданием жидкостных
ракетных двигателей. В составе группы, кроме самого Цандера, нахо-
дились А.И. Полярный, Л.С. Душкин — ныне главный конструктор в
нашей промышленности.
Рассмотрим, с чего начинались первые советские работы над РДД.
В первом двигателе ОР-1, построенном Ф.А. Цандером в 1929 г.
в ЦИАМе, был использован баллон от паяльной лампы, но сделаны
новая камера сгорания и сопло. Этот двигатель работал на воздухе и
бензине. Он подвешивался на двух проволочках. Когда его запускали,
то появлялось некоторое отклонение, соответствующее величине тяги.
ОР-1 был многократно опробован и показал максимальную тягу в 5 кг.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4 17