Стенограмма лекции профессора С.П. Королева от 22 марта 1949 года. Тема: «Историческое введение по курсу «Основы проектирования ракет дальнего действия» - page 10

Ракетчики Осоавиахима, Москва (1931):
слева направо: Ф.А. Цандер,
Ю.А. Победоносцев,
Заботин,
С.П. Королев,
Н.В. Сумарокова, А. Левицкий, И.П. Фортаков, Б.И. Черановский
Следующий двигатель Цандера, ОР-2, имел первоначальную тягу
50 кг. Затем, после смерти автора, был доведен его учениками до тяги
100 кг.
Этот двигатель имел двойную наружную рубашку, внутри которой
еще имелась внутренняя рубашка. Через патрубки подводился жидкий
кислород, который переходил в газообразное состояние в испарителях,
омывал зарубашечное пространство и в головной части, смешиваясь
с бензином, подаваемым через форсунки, поступал в камеру сгора-
ния. Воспламенение производилось через сопло искровой свечой, для
большей устойчивости факела на электроды свечи надевалась ватка,
смоченная бензином. Впоследствии эта конструкция была перерабо-
тана, в качестве горючего стал использоваться жидкий спирт.
Надо сказать, что ГИРД работал над созданием двигателя для ис-
пытания его в полете на самолете. Это накладывало известные огра-
ничения и ставило определенные условия при разработке двигателя,
а с другой стороны, заставляло работать в комплексе над целой груп-
пой вопросов, которые обычно в лабораторных и стендовых условиях
не охватываются. Исследователи, которые работают там, стараются
сделать установку, удобную для лабораторных испытаний. Когда же
продукция выходит в жизнь, оказывается, что лабораторная обстанов-
ка отличается от того, что нужно для жизни. Цандер считал, что его
18 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12,13,14,15,16,17
Powered by FlippingBook