К тому времени (1934/1935 г.) был построен двигатель на азот-
ной кислоте и керосине с тягой 150 кг конструкции В.П. Глушко. Он
охлаждался. Его особенность заключалась в том, что он работал на
некипящем окислителе. Это было заманчиво в связи с тем, что позво-
ляло долго держать ракету на старте. С таким двигателем была создана
ракета ГИРД-05. Подача топлива в ней производилась под давлением
сжатого воздуха, подававшегося в баки из баллона через редуктор. Это
осложняло схему, но позволяло спокойно проводить эксперименты,
ибо предыдущие конструкции с системой подачи на испаряющемся
жидком кислороде держали конструкторов в напряжении: поднимется
давление или нет? Можно сделать следующие замечания по итогам
разработки семейства советских баллистических ракет, созданных за
10 лет. Было создано и опробовано десять типов ракет этой схемы:
опробованы в полете двигатели различных типов, работающие на раз-
личных топливах, с разными системами подачи топлива, охлаждени-
ем, регулированием и схемой запуска; разработаны первые пусковые
стартовые устройства, станки и другое оборудование; проведены пер-
вые опыты по устойчивости полета и управляемости ракет, принято
решение о разработке системы управления. Это очень важный момент
в работе всех экспериментов того времени.
Сейчас перейдем к рассмотрению другого направления — крыла-
тых ракетных аппаратов, которое тогда имело ясно выраженную задачу
– достижение дальности. Эти работы проводились под руководством
Королева, в составе его группы работали Пивоваров, Дрязгов и другие.
Первые опыты были поставлены в 1934 г. и относились к изучению
динамики полета. В то время уже появился маленький опыт по пуску
ракет. Определились сомнения в области устойчивости полета крыла-
тых ракет и подан ряд мыслей по созданию управляемых конструкций.
Тогда уже появилась вера в то, что ракетный двигатель хорошо тянет.
Шутя даже говорили: поставь его на ворота и они полетят. В этот
период и развернулись работы над крылатыми ракетами.
Почему это направление в то время привлекло внимание? Его
работникам было ясно, что долгое время полет будет происходит в
плотных слоях атмосферы. Желание достигнуть большой дальности
за счет использования энергии в этих слоях и привело к началу ра-
бот над крылатыми ракетами. Они начались с маленького порохового
снаряда, имевшего треугольный стабилизатор и небольшие крылья,
развивавшего скорость 150–200 м/с. Опыты показали, что существен-
ного влияния на дозвуковых скоростях выбор формы крыла на работу
двигателя не оказывает и можно применять самолетные схемы.
Тогда была разработана сравнительно крупная, но тоже пороховая
ракета 217 с расчетной дальностью 32 км. Она выполнялась в двух
вариантах: по обычной самолетной схеме и по безхвостовой схеме
22 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4