с четырьмя тонкими крыльями, навеянной схемой ракеты ГИРД 07.
Надо сказать, что коллектив ГИРДа был очень дружный, он сообща
решал все задачи. Это сказалось и позднее, в частности, при реше-
нии создать эту ракету, на которой, одной из первых, устанавливались
приборы.
Параллельно велась разработка крылатых ракет на жидком топливе
с одно-, двух- и трехстепенной системой управления. На первых, наи-
более простых из них, использовался для ускорения работ двигатель
ракеты Тихонравова, работавший на жидком кислороде и сгущенном
бензине, а на последующих — ЖРД конструкции Цандера и Глушко.
Ракеты запускались с катапульты, представлявшей собой рельсовый
путь, по которому скользила тележка, разгоняемая стартовым порохо-
вым двигателем. Перед стартом тележки наблюдатели сначала убежда-
лись, что ЖРД работает нормально. Надежность достигла уже такой
степени, что бывали случаи, что люди выходили из укрытия, чтобы
лучше рассмотреть, как все происходит.
В развитие этих работ была создана и ракета, запускаемая из-под
крыла самолета ТБ-3. Она должна была отделяться и лететь с работа-
ющим ЖРД и затем переходить на планирование. Имелось в виду, что
управление и наведение ракеты на цель будут осуществляться с этого
же самолета.
Коллектив советских ракетчиков с самого начала старался делать
так, чтобы все разработки имели практическое применение. В част-
ности, важным вопросом было применение ракетного двигателя для
Гирдовцы в кабинете С.П. Королева 6 августа 1960 года в связи с 60-летием
М.К. Тихонравова
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4 23