Стенограмма лекции профессора С.П. Королева от 22 марта 1949 года. Тема: «Историческое введение по курсу «Основы проектирования ракет дальнего действия» - page 7

времени. И здесь Циолковский вносит целый ряд практических пред-
ложений.
Значительное место в его работах занимают вопросы эффектив-
ности ракеты как движущейся системы в энергетическом и весовом
отношении. Все они, и в частности вопрос о системе и принципе пода-
чи топлива, им разрабатываются всесторонне, благодаря чему впервые
предлагается насосная система подачи.
Циолковский впервые исследует и схему составных ракет, позво-
ляющую наиболее полно использовать энергетические и весовые воз-
можности. Для получения нужных значений больших скоростей им
развивается идея составных космических ракетных поездов. Запуска-
ется целое семейство взаимно связанных ракет. По мере выгорания
топлива отбрасывается их часть, ставшая излишней, и движущаяся
система, сохраняя необходимое соотношение масс, достигает нужной
скорости и дальности.
Много внимания К.Э. Циолковский уделяет управляемости и устой-
чивости полета. То обстоятельство, что он исследовал проблему вы-
лета в надатмосферное пространство, натолкнуло его на мысль об
особой системе управления, связанной с газовой струей продуктов
сгорания, отбрасываемых в процессе полета.
Нельзя пройти мимо работ Циолковского, связанных с полетом че-
ловека. Им исследуются многие вопросы этой проблемы, в частности
поведение организма на высоте при ускорениях, причем его выводы
находятся на современном уровне знаний. Он подробно разрабатывает
отдельные вопросы, связанные с жизнью будущих путешественников
в дальних и межпланетных ракетах. Ученый развивает в своих сочине-
ниях и проект создания искусственного спутника — станции, острова
около Земли для промежуточной посадки ракет дальнего действия.
Наряду с проявляющейся во всех его работах увлеченностью проб-
лемой вылета человека в межпланетное пространство, необходимо от-
метить и такую характерную особенность: он почти всегда разраба-
тывает план максимального развития того или другого вопроса в бу-
дущем и одновременно тут же дает план непосредственного действия,
как правило, связанный с самыми скромными земными задачами. По
этому поводу он говорил: «Будем последовательны, сначала полеты на
небольшой высоте, затем проникновение на большие высоты в атмо-
сфере и, наконец, за атмосферу, к звездам».
Этот принцип виден при рассмотрении каждой его работы. Он не
обманывался в своих мечтах и технических проектах, не отрывался
от задач сегодняшнего дня. Например, вам, вероятно, известно, что
он работал и над такой задачей, как самолет с реактивным двигате-
лем. Задолго до появления таких самолетов им была предложена его
конструкция.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4 15
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13,14,15,16,...17
Powered by FlippingBook