полета человека. С одной стороны, потому, что этот вопрос проходит
красной нитью в работах Циолковского. А с другой стороны, было
ясно, что вопросы динамики полета, работы агрегатов и установок в
полете, их доступности для послеполетного изучения будут успеш-
нее решены, если полет будет проводиться с участием человека. Ведь
тогда неприятным моментом было то, что ракеты запускались и по-
гибали. Трудно было потом разобраться, что с ними произошло при
тех несовершенных средствах, которые находились в распоряжении
экспериментаторов.
Наконец, еще одно соображение. Работники этой области отчетли-
во представляли все значение, которое может иметь ракетный самолет
для армии и народного хозяйства. В то время, в 1934–1936 гг., разго-
воры о ракетных самолетах воспринимались как утопическая мечта.
Первая попытка поставить двигатель Цандера на самолет была не-
удачной, но работы продолжались. В результате был построен раке-
топланер 318-I, на котором был установлен двигатель с тягой 150 кг
на азотной кислоте и керосине. Этот аппарат впервые в СССР был
пущен в полет с ЖРД 28 февраля 1940 года. Полет был совершен
летчиком-испытателем В.П. Федоровым. Испытания проводились ин-
женером А.Я. Щербаковым.
Можно сказать, что полет этого самолета с ЖРД открывает новую
страницу полетов человека на ракетных летательных аппаратах.
Летчик-испытатель отметил, что такой полет представляет удо-
вольствие — легко нарастает мощность и скорость — и никаких не-
приятностей. Федоров сделал несколько полетов на этой машине.
Мы подходим к концу нашей лекции. Вы видите, что советски-
ми конструкторами была проделана большая работа — техническая,
научная и экспериментальная, которая явилась базой для тех работ,
которые развернулись теперь.
Сегодня можно отметить, что советские конструкторы оказались не
последними в новой области техники, которая сейчас создается. Также
чрезвычайно приятно отметить, что идеи и мечты К.Э. Циолковского
во многом были претворены ими в жизнь.
Я не могу согласиться с утверждением, что историю ракетной тех-
ники надо начинать со времен Китая. Серьезная ракетная техника
ведет начало от Петра I, от создания порохового ракетного завода, а
современному ее этапу кладут начало советские конструкторы.
Думаю, что и в дальнейшем наши конструкторы не оплошают.
24 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4