Применение металлического топлива Цандером понималось таким
образом, что от конструкции ракеты отбрасывается не только ненуж-
ные для дальнейшего полета части, но и сама конструкция ракеты
сжигается в камере сгорания и до цели доходят только двигатель и
боевая часть. Сейчас эти работы приобретают чрезвычайно большую
важность, учитывая очень низкие значения отношений конечных и
начальных весов ракет. Ракета А-4 имеет это отношение, равное 0,3.
Ракеты, летающие на 1000 км должны иметь отношение весов 0,18,
т. е. 18% всего веса занимает вес боевой части, конструкции ракеты
и двигателя, приборов управления, а все остальное топливо. Если го-
ворить о дальностях порядка 10000 км, то там приходится говорить
об отношении конечных и начальных весов порядка 0,1. Это значит,
что из 100 тонн 10 тонн можно взять на двигатель, на конструкцию и
приборы, а 90 тонн — на топливо. Само собой разумеется, что нашей
задачей является переброска на большие расстояния грузов. Значит,
из 10 тонн, по крайней мере, половину должен занимать груз. Сле-
довательно, на конструкцию и на все остальное остается только 5%.
Поэтому идея, зародившаяся у Цандера, которую он не успел осуще-
ствить, заслуживает исключительного внимания.
Какова же дальнейшая судьба работ Ф.А. Цандера и его помощ-
ников — Полярного и Душкина? Они продолжались до начала 40-х
годов, когда в результате их был создан мощный ЖРД с тягой 1100 кг,
который в основном применялся для авиации. Таким образом, работы
этого десятилетия дали нам первый серийный двигатель на жидком
топливе, использованный на первом советском ракетном истребителе
БИ. Я думаю, что исторически будет справедливо отметить по заслу-
гам создателей этого двигателя, обеспечившего советской ракетной
технике первое место в этом направлении.
Вторая бригада ГИРДа работала под руководством М.К. Тихонра-
вова в составе В.С. Зуева, Н.И. Ефремова, Ф.Л. Якайтиса и др. Эта
группа поставила и решила задачу создания первых ракет для по-
лета на небольшие расстояния порядка 5 км. Пуск первой советской
жидкостной ракеты 09 состоялся 17 августа 1933 года. С этой ракетой
удалось достигнуть небольших результатов, так как она имела прими-
тивную конструкцию, но ее аэродинамическая схема удержалась до
наших дней. Она называется нормальной баллистической.
Другая ракета (07) бригады М.К. Тихонравова, имела оригиналь-
ную четырехкрылую схему, которая не потеряла актуальности до сих
пор. Она была испытана, причем показала неплохие результаты. Прав-
да, испытания проводились с большими паузами, поскольку после
первого пуска ракета была отнесена ветром и разбилась.
Бригадой Тихонравова была поставлена и первая работа по созда-
нию насоса для подачи топлива в камеру двигателя. Но потом оказа-
лось, что в промышленности уже существуют насосы, близкие к тем,
которые представляли интерес для ракетной техники.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4 21