Исследования проблем создания ракетных двигателей малой тяги на экологически чистых газообразных топливах - page 1

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ И ТРАНСПОРТНОЕ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
УДК 629.7.036.54-63-181.4
A. B. К о ч а н о в, А. Г. К л и м е н к о
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ СОЗДАНИЯ
РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ МАЛОЙ ТЯГИ
НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ГАЗООБРАЗНЫХ
ТОПЛИВАХ
Приведены результаты исследований процессов и характеристик
ракетных двигателей малой тяги на экологически чистых га-
зообразных компонентах топлива кислород–водород и кислород–
метан, а также данные о разработанных конструктивных вари-
антах и результатах экспериментальных исследований образцов
двигателей тягой около 20 Н с различными схемами смесеобразова-
ния, охлаждения камеры сгорания и типами электрических систем
воспламенения топлива.
В настоящее время одна из задач развития ракетно-космической
техники — это создание и совершенствование разгонных блоков (РБ)
на экологически чистых компонентах топлива, таких как кислород-
водород и кислород–углеводородное горючее.
В существующих и разрабатываемых РБ для обеспечения запуска
маршевого двигателя и управления РБ на пассивных участках полета
используются жидкостные ракетные двигатели малой тяги (ЖРДМТ)
на самовоспламеняющемся топливе АТ–НДМГ, которое характеризу-
ется высокой токсичностью как самого топлива, так и продуктов его
сгорания, ухудшая тем самым экологические свойства объекта в це-
лом. Замена высокотоксичных компонентов топлива на экологически
чистые могла бы повысить конкурентоспособность отечественных РБ
на мировом рынке космических услуг, позволить уменьшить стои-
мость экспериментальной отработки РДМТ и эксплуатации всего объ-
екта. Наиболее рациональный путь решения этой проблемы состоит
в использовании в двигательной установке (ДУ) системы управления
РБ компонентов топлива маршевого ЖРД.
В Центре Келдыша выполнен цикл расчетно-теоретических и экс-
периментальных исследований создания РДМТ на экологически чи-
стых компонентах топлива, а также разработана экспериментальная
конструкция двигателя тягой около 20 Н (рис. 1), включающая в себя
смесительную головку со струйно-центробежной (С-Ц) или соосно-
струйной (С-С) схемами смесеобразования, электрическую свечу ис-
крового или калильного типов, размещенную в форкамере смеситель-
64 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 3
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook