Результаты испытаний РДМТ с калильным зажиганием при работе
на кислороде с водородом (метаном) показали полную воспроизво-
димость запуска двигателя без каких-либо аномальных явлений. Экс-
периментальные данные хорошо согласуются с результатами расчета
изменения состава смеси газов в процессе заполнения форкамеры и
камеры сгорания.
При работе РДМТ на топливе O
2
–H
2
в условиях вакуума надеж-
ный запуск был обеспечен в широком диапазоне изменения давления
подачи топлива, при одновременном открытии топливных клапанов и
при опережении открытия того или другого клапана на 0,05 с. На топ-
ливе O
2
–СH
4
благоприятные для воспламенения условия реализуются
при одновременной подаче компонентов топлива и при опережении
на 0,05 с подачи метана. Необходимая мощность свечи не превыша-
ла 4. . . 4,8 Вт, а на наиболее благоприятных режимах работы запуск
РДМТ стабильно происходил при мощности 3. . . 3,5 Вт и продолжи-
тельности разогрева свечи перед запуском
1
с. Напряжение питания
свечи в экспериментах не превышало 1,3 В при допустимом произво-
дителем значении 1,5
+0
,
2
В.
Сравнение температурных режимов воспламенения для двух кон-
структивных вариантов калильных свечей — с “открытой” нитью нака-
ливания (опытный образец) и “полузакрытой” (свеча КС-2) показали
преимущество второго варианта. Отмечено, что необходимая для вос-
пламенения топлива минимальная мощность свечи увеличивается при
повышении входных давлений и в случае предварительной подачи од-
ного из компонентов топлива, в особенности — водорода.
Очевидным недостатком калильного способа зажигания является
невозможность оперативного срабатывания двигателя без предвари-
тельного разогрева свечи. Эта особенность не является критичной для
двигателей, работающих длительными программированными включе-
ниями, каковыми являются, например, двигатели СОЗ. Для двигате-
лей СОС, циклограммы срабатывания которых не могут быть зара-
нее определены, для обеспечения постоянной готовности двигателей
к работе использование калильного зажигания может привести к не-
обходимости поддержания свечи в рабочем состоянии в течение всего
срока активного существования объекта.
В целом, результаты проведенных исследований запуска позволя-
ют заключить, что надежное многократное воспламенение топлива
с помощью узла калильного зажигания может быть успешно реали-
зовано на практике при разработке образцов РДМТ на газообразном
топливе кислород–водород (метан). Малые размеры и простота кон-
струкции смесительной головки и узла зажигания позволяют создавать
конструкции РДМТ различного уровня тяги с габаритно-массовыми
характеристиками не хуже, чем у ЖРДМТ на самовоспламеняющемся
72 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 3