Проектные параметры РДМТ
РДМТ СОС
РДМТ CОЗ
Топливо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
O
2
(газ) – Н
2
(газ)
Тяга, Н . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10. . . 100
Система воспламенения . . . . . . . .
Электрическая калильная
Охлаждение камеры сгорания . . . Завесное,
радиационное
Завесное, наружное
проточное H
2
(жидкий) и O
2
(жидкий)
Давление в камере, МПа . . . . . . . .
0,15. . . 0,8
Соотношение компонентов топ-
лива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1,5. . . 4,0
2,5. . . 5,0
Удельный импульс тяги (при
F
a
= 100
), м/с
2800. . . 3500
3500. . . 4300
Время выхода на 90% тяги, с . . .
0,02. . . 0,04
Масса, кг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0,5. . . 1,0
0,7. . . 1,5
Электроискровая система воспламенения
со свечей поверхностно-
го разряда СПН-4-ЗТ при работе двигателя на обоих топливах проде-
монстрировала работоспособность в широких диапазонах изменения
режимов работы РДМТ, в том числе при подаче водорода с пони-
женной до 193 K температурой и при уменьшении энергии разряда
на свече от 0,02 до 0,01 Дж, однако, имели место отдельные случаи
незапуска двигателя.
При электроискровом воспламенении не обязательно, чтобы в ра-
бочей зоне свечи находилась способная к горению топливная смесь.
Возможной является ситуация, когда молекулы одного из компонен-
тов топлива, проходя через зону разряда на торце электроэрозионной
свечи, диссоциируют, и при смешении с потоком другого компонента
топлива на некотором удалении от свечи происходит воспламенение
Рис. 6. Свечи электроискро-
вой и калильной систем
воспламенения топлива
смеси. Испытания РДМТ показали, что при
работе двигателя на топливе O
2
–H
2
мож-
но подавать в полость свечи как кислород,
так и водород. Запуск двигателя на топливе
O
2
–CH
4
обеспечивается лишь при подаче
в зону свечи кислорода, поскольку метан
отличается от кислорода и от водорода су-
щественно б´oльшим уровнем энергии дис-
социации молекул.
Калильный способ воспламенения
по-
зволяет существенно улучшить габаритно-
массовые характеристики агрегата зажига-
ния и двигателя в целом. Например, штат-
ный агрегат электроискрового зажигания
70 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 3